«Новатэк» может получить господдержку в случае новых санкций США
Первый вице-премьер Антон Силуанов пообещал деньги из госрезервов на проект «Арктик СПГ – 2»«Новатэк» может получить финансовую помощь от государства для реализации проекта «Арктик СПГ – 2», если компания пострадает от санкций США, сообщил первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов в интервью Business FM. По его словам, средства могут быть выделены на возвратной основе из фонда национального благосостояния (ФНБ).
Накануне стало известно, что группа сенаторов США разработала законопроект с новыми жесткими санкциями против России за вмешательство в демократические процессы за рубежом, пагубное влияние в Сирии и агрессию против Украины. В документе предлагается вводить санкции против компаний, инвестирующих в российские СПГ-проекты за рубежом, говорилось на сайте сената.
«Арктик СПГ – 2» – второй проект «Новатэка» по производству сжиженного природного газа. 10% в проекте планирует приобрести французская Total. Также ведутся переговоры о вхождении в проект инвесторов из Китая, Японии, Саудовской Аравии и других стран. Производство будет базироваться в России – на Утреннем месторождении Гыданского полуострова. То есть, исходя из сообщения сената, под санкции проект не попадает.
Проект на $45 млрд
Проектная мощность «Арктик СПГ- 2» пока 19,8 млн т СПГ в год, капитальные затраты – около $20–21 млрд, сообщал «Новатэк». Запустить первую очередь завода компания рассчитывает в 2023 г. Михельсон говорил, что оценка стоимости «Арктик СПГ – 2» при вхождении в проект новых партнеров может вырасти почти вдвое. В мае 2018 г. для сделки с Total он был оценен в $25,5 млрд, а в январе аналитики IHS Markit оценили его уже в $45 млрд.
Силуанов считает наоборот. Санкции могут быть нацелены как раз против этого проекта, опасается вице-премьер. «Казалось бы, при чем тут сжиженный газ? При чем тут инвесторы – и французские, и китайские, и российские? Понятно, что это протекционизм собственным компаниям, которые начинают сжижение газа и которые американцы пытаются направить на европейский и другие рынки, а здесь еще и Россия мешает», – считает вице-премьер. Говоря о поддержке из ФНБ, он пояснил, что в этом году ликвидная часть фонда превысит 7% ВВП и правительство получит право инвестировать свободные средства в новые проекты.
«Новатэк» ранее привлекал из ФНБ кредит на 150 млрд руб. для другого СПГ-проекта – «Ямал СПГ». Предправления «Новатэка» Леонид Михельсон ранее говорил, что компания не намерена вновь просить средства из ФНБ. Силуанов заметил, что «по прежним вложениям в «Ямал СПГ» идет прекрасное обслуживание вложенных средств, высокие доходности». «Надежный проект, там все поставки газа законтрактованы на много лет вперед, поэтому это вложение абсолютно эффективное и абсолютно надежное», – заключил он.
Положительная оценка реализованного и будущих СПГ-проектов, данная Силуановым, подтверждает высокий уровень их надежности и экономической рентабельности, сказали «Ведомостям» в пресс-службе «Новатэка». Однако в компании не видят рисков для своих проектов. «При планировании инвестиций в «Арктик СПГ – 2» и в будущие наши проекты мы учитываем возможность введения новых санкций для нейтрализации их влияния», – сообщила пресс-служба.
Помимо «Новатэка» от новых санкции теоретически может пострадать «Газпром». Компания в начале ноября 2017 г. подписала с Ираном меморандум о реализации СПГ-проектов. Согласно документу, стороны рассматривали сотрудничество в области сжижения газа. В декабре 2017 г. Россия и Иран подписали меморандум о взаимопонимании по перспективам взаимодействия в рамках «Иран СПГ» (владельцы проекта – National Iranian Oil Company (NIOC) и Oil Industry Pension, Saving and Staff Welfare Fund). Проект завода по сжижению включает две линии мощностью по 5,4 млн т каждая.
«Упоминание [в американском законопроекте] несуществующих российских СПГ-проектов несколько комично, но то, что сжиженный газ вообще стал упоминаться в санкционном контексте, немного тревожит», – считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Строить СПГ-заводы без участия западных подрядчиков Россия пока не может – для страны важно, чтобы именно российские заводы, особенно потенциальные, не попали под санкции, отмечает он.