«Азимут» и банкир Лебедев запустят перевозки на бизнес-джетах

Они будут использовать российские самолеты Sukhoi SuperJet 100
Лебедев давно вынашивает идею развивать бизнес-перевозки и эффективно эксплуатировать российские самолеты, говорит его знакомый
Лебедев давно вынашивает идею развивать бизнес-перевозки и эффективно эксплуатировать российские самолеты, говорит его знакомый / Максим Стулов / Ведомости

Корпоративные перевозки «Азимут» и банкир Александр Лебедев планируют запустить на самолетах Sukhoi SuperJet 100 (SSJ100), рассказали «Ведомостям» четыре человека, близких к участникам проекта. На первом этапе планируется взять в лизинг два или три SSJ100, перевозки на них планируется начать в нынешнем году, говорят два собеседника, затем довести число самолетов до 5–6, все будет зависеть от успешности проекта.

«Азимут» зарегистрирован в Ростове-на-Дону, летает в основном из Ростова и Краснодара. Но бизнес-джеты будут летать из «Внуково», где самый развитый терминал бизнес-авиации, говорит один из собеседников.

Участники проекта

14 февраля на форуме в Сочи соглашение подпишут «Азимут», «ВЭБ-лизинг» и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК; ей принадлежит производитель SSJ100 «Гражданские самолеты Сухого»), сообщают два собеседника, «ВЭБ-лизинг» купит SSJ100 и отдаст их в лизинг «Азимуту». Лебедев возьмет на себя продажи, знает один из них. Лебедев будет заниматься еще и интерьерами самолетов, говорит другой.

В Сочи будет подписано предварительное соглашение, затем будет создана рабочая группа, которая определит роль всех участников, сообщил человек, близкий к одному из участников проекта.

Пассажиры и футболисты

«Азимут» на 37,5% принадлежит совладельцу и председателю совета директоров «Внуково» Виталию Ванцеву, еще 37,5% – у председателя совета директоров «Азимута» Павла Удода, 25% – у правительства Ростовской области, сообщал Ванцев. Собеседник «Ведомостей» говорит, что участие Лебедева в «Азимуте» пока не планируется.

У «Азимута» восемь SSJ100, компания начала работу в сентябре 2017 г. и стала самым эффективным эксплуатантом SSJ100: каждый летал в среднем по 4,6 часа в сутки, а в 2018 г., по словам гендиректора «Азимута» Павла Екжанова, – 6,2 часа в сутки.

Идея корпоративных перевозок родилась потому, что поступало много корпоративных заказов, «Азимут» возил команды футбольной премьер-лиги «Ростов» и «Краснодар», рассказывает человек, близкий к «Азимуту», не хватало самолетов на все заказы. Идея нового проекта – в том, чтобы интерьер самолета за несколько часов трансформировался из пассажирской (98 кресел) в корпоративную (56 мест) версию и обратно.

Представители «Азимута», «ВЭБ-лизинга» и ОАК от комментариев отказались.

«Корпоративные перевозки востребованы, спрос удовлетворяется уже работающими компаниями», – считает партнер брокерской компании Jet24 Павел Захаров: для корпоративных перевозок фрахтуется около 20 самолетов, некоторые авиакомпании в низкий сезон сдают под эти цели самолеты, а у футбольных команд есть спонсоры-перевозчики – «Аэрофлот» у ЦСКА и «Россия» у «Зенита». «Азимуту» придется бороться за долю рынка – маркетингом и ценами, полагает Захаров.

Корпоративные чартеры хорошо востребованы автомобильными холдингами, фармацевтическими и косметологическими компаниями, говорит руководитель чартерного отдела Jet Partners Андрей Анисимов.

Как летал Лебедев

Лебедев – финансист (он владеет Национальным резервным банком), был совладельцем первой в России авиализинговой компании «Ильюшин финанс», занимался сельским хозяйством, владеет британской газетой The Independent. Лебедев был и крупным акционером «Аэрофлота», а до 2013 г. владел авиакомпанией Red Wings. В 2013 г. Росавиация отозвала у Red Wings сертификат эксплуатанта, перевозчик нарушения устранил, но условием возвращения сертификата была смена владельца, и Лебедев продал Red Wings за 1 руб. Сергею Кузнецову. В 2003–2009 гг. Лебедев владел 48% немецкой авиакомпании Blue Wings, она летала в том числе в Москву. В 2009 г. европейский регулятор не продлил ей сертификат эксплуатанта.

Лебедев давно вынашивает идею бизнес-перевозок и эффективной эксплуатации российских самолетов, говорит его знакомый. «Ильюшин финанс», организовавшая в 1990-е поставки российских самолетов Ту-154, Ту-204 и Ту-214 в лизинг, помогла выжить российскому авиапрому. Red Wings при Лебедеве летала только на Ту-204 и Ту-214 и лишь осенью 2018 г. вывела их из парка.

Лебедев не ответил на звонки «Ведомостей».

Лебедев давно вынашивает идею развивать бизнес-перевозки и эффективно эксплуатировать российские самолеты, говорит его знакомый