Банки не будут забирать залоги и взыскивать долги с Utair
Такие действия грозили бы остановкой одной из крупнейших авиакомпаний в РоссииСиндикат 11 банков 8 февраля завершил голосование о том, как следует поступить с допустившей дефолт авиакомпанией Utair. Банки решали, стоит ли потребовать досрочного погашения обоих синдицированных кредитов на сумму 39,1 млрд руб., начать безакцептное списание со счетов авиакомпании средств в размере не выплаченных 20 декабря процентов (около 1 млрд руб.) и обратить взыскание на залоги. Об этом говорится в презентации Utair к встрече с представителями банков-кредиторов, которая состоялась 7 февраля. «Ведомости» ознакомились с документом. Верность информации подтвердил сотрудник одного из банков – кредиторов авиакомпании.
У Utair два синдицированных кредита – 15,4 млрд руб. с погашением в 2022 г. и 23,7 млрд с погашением в 2027 г. В декабре перевозчик не заплатил проценты по первому кредиту в размере около 1 млрд руб. Кроме того, компания должна Сбербанку 17,4 млрд руб. Крупный кредитор Utair – структуры «Сургутнефтегаза», говорили источники «Ведомостей». Также в обращении находятся облигации авиакомпании на 13,3 млрд руб.
Для начала любых действий нужно одобрение кредиторов, контролирующих 66,7% задолженности. Против обращения взыскания на залоги и взыскания средств голосовали все три крупнейших кредитора авиакомпании, которые контролируют свыше 75% синдицированного долга, – Сбербанк, «Траст» и «Россия». Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к Utair, и сотрудники двух банков-кредиторов. О результатах голосования банка «Россия» говорится и в презентации авиакомпании.
Итоги голосования еще не подведены, сказал представитель банка «Траст». Представитель Сбербанка от комментариев отказался. Представители «России» и других банков – кредиторов авиакомпании на запросы «Ведомостей» не ответили.
На конец сентября 2018 г. на счетах Utair было 704 млн руб., говорится в ее отчете за III квартал 2018 г. То есть денег авиакомпании не хватило бы даже на оплату процентов. Авиакомпания и пошла в декабре на дефолт, чтобы сохранить средства на операционную деятельность – покупку топлива, выплату зарплат и оплату лизинга и услуг аэропортов, сообщала Utair.
«В первом полугодии 2018 г. Utair была операционно прибыльной, но зарабатываемых средств не хватало на все процентные и лизинговые платежи. Во втором полугодии ситуация могла еще ухудшиться, так как полностью сыграло падение курса рубля, операционная прибыль могла еще сжаться, – говорит аналитик АКРА Александр Гущин. – В таких условиях безакцептное списание 1 млрд руб. могло бы привести к нарушению операционной деятельности и при худшем сценарии даже остановке».
По кредитам заложены 50,11% Utair, принадлежащие НПФ «Пенсионный выбор», недвижимость и воздушные суда остаточной стоимостью 9 млрд руб., говорится в отчетности авиакомпании. По кредитам также заложены 100% «дочки» Utair – крупнейшей в мире вертолетной компании «Ютэйр – вертолетные услуги», уверяет сотрудник банка-кредитора.
Utair в 2015 г. провела реструктуризацию всех банковских долгов, переведя их в два синдицированных кредита сроком 7 и 12 лет. Их погашение должно начаться в 2020 г. Уже после реструктуризации авиакомпании еще 17,4 млрд руб. на семь лет выдал Сбербанк, их погашение также начнется в 2020 г. Осенью 2018 г. Utair попросила синдикат о реструктуризации кредитов, новую финансовую модель она готовит совместно с Райффайзенбанком, ее кредиторам представят в феврале или начале марта.
Это уже второе голосование синдиката за последнее время. В декабре после невыплаты процентов авиакомпания попросила банки не объявлять дефолт по кредитам и согласиться на перенос выплат процентов на 1 млрд руб. на полгода – тогда синдикат проголосовал против. После этого один из кредиторов, банк «Уралсиб», инициировал голосование по поводу безакцептного списания и досрочного погашения, говорит сотрудник банка-кредитора. Пока проценты не выплачены, голосование можно запустить еще и еще раз, добавляет собеседник.
Следующая выплата процентов синдикату должна состояться 20 июня, говорится в презентации Utair.
«Банки подошли к вопросу рационально. Авиакомпания ведет себя добросовестно, при совместной с ней выработке решений кредиторы лучше соблюдут свои интересы», – сказал человек, близкий к Utair.