Миллиардер Араз Агаларов занялся органическим садоводством
На рынке не хватает экологически чистых фруктовCrocus Group занялась садоводством – стала выращивать органические яблоки, груши, сливы и прочие фрукты в Подмосковье, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Это подтверждают и данные сайта «Росорганиксерта», выдавшего компании сертификат, подтверждающий органическое происхождение фруктов.
Crocus Group – один из крупнейших девелоперов России: выставочный центр «Крокус экспо», концертный зал «Крокус сити холл», торгово-развлекательные комплексы Vegas, гипермаркеты «Твой дом», монобрендовые бутики одежды и обуви и проч. Араз Агаларов – владелец и президент Crocus Group, журнал Forbes в 2018 г. оценил его состояние в $1,8 млрд.
Сады компания разбила в Истринском районе – на землях, которые много лет назад покупала под индивидуальное жилищное строительство, рассказывает представитель Crocus Group. Компания заложила 31 га садов, первый урожай яблок и груш собрала в 2018 г. Инвестиции составили около 200 млн руб. Планируется использовать под сады еще 80 га сельскохозяйственных земель в Истринском районе.
Фрукты компания стала выращивать для сети «Твой дом», это шесть гипермаркетов – пять в Москве и Московской области, один в Воронеже. Магазинам нужны экологически чистые продукты, а быть уверенным в стороннем поставщике на 100% невозможно, понадобились собственные сады, объясняет представитель Crocus Group. Ее фрукты растут без химии и инсектицидов, используются натуральные удобрения: навоз, костяная мука, морские водоросли, уверяет он. «Это действительно уникальное предложение, такой продукции нет ни у кого. Те фермерские продукты, которые мы покупали, при проверке оказывались не такими фермерскими», – сообщил «Ведомостям» Агаларов.
Органических фруктов и овощей стало меньше: до эмбарго 2014 г. такая продукция, сертифицированная по европейским стандартам, завозилась из Европы, российские производители только осваивают это направление, поставщиков мало, говорит представитель «Азбуки вкуса» Андрей Голубков.
Пока мало предложений фруктов, согласен Максим Огладков, гендиректор системы продаж холдинга «Агриволга» – в нее входит агрохолдинг, растящий органическую продукцию, и сеть магазинов «Углече поле. Органик маркет».
Доля органических яблок в России менее 1%, для них нет четких норм и требований, потребители недостаточно информированны о свойствах такой продукции, говорит представитель компании «Агроном-сад».
Закон об органической продукции вступит в силу 1 января 2020 г.: по нему продукцию можно называть органической, если она выращена без агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и др. Минсельхоз, говорит его представитель, разрабатывает единый государственный реестр производителей органической продукции, это будут открытые данные, появится и маркировка, которую смогут использовать только сертифицированные производители. Потребитель сможет отличить органическую продукцию и больше ей доверять, считает он.
«Азбука вкуса» готова выделить отдельную полку и более активно продвигать органическую продукцию, обещает Голубков.
В России пока сложно заработать на органической продукции – она порой в несколько раз дороже индустриальной, а покупательная способность населения низкая, сетует председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. Ее производители обычно энтузиасты, которые хотят продвигать полезные продукты. «Идея появилась, чтобы у наших клиентов была реальная возможность покупать натуральные продукты. Прибыльно это или нет, не имеет значения», – подтверждает Агаларов. Летом килограмм собственных яблок в магазинах «Твой дом» стоил 50–60 руб., груш – 90 руб., сообщает представитель Crocus Group.
После эмбарго появилось больше возможностей для продажи органических продуктов в России, считает Огладков. Из-за высокой себестоимости и отсутствия массового спроса рентабельность органических продуктов невысока, но с ростом их популярности и она будет расти, надеется он.
По данным Союза органического земледелия, только 290 000 га земель в России сертифицированы как органические по международным стандартам, в Австралии, мировом лидере, – 27,1 млн га. Рынок органической продукции в России Коршунов оценивает в $120 млн, оборот растет на 30% в год, возможен рост более чем до $500 млн в ближайшие семь лет, заключает он.