В Москве пройдут испытания российского беспилотного трамвая

Его коммерческая эксплуатация может начаться уже в 2021 году
Интеллектуальная система управления позволяет распознавать людей, машины и другие объекты во время непростых погодных условий
Интеллектуальная система управления позволяет распознавать людей, машины и другие объекты во время непростых погодных условий / Cognitive Technologies

Российский разработчик беспилотных систем Cognitive Technologies и производитель транспортных средств «ПК Транспортные системы» разработали первый в России беспилотный трамвай и в ближайшее время начнут тестировать его на маршруте № 17 (Останкино – Медведково), рассказали «Ведомостям» представители компаний. Сейчас состав испытывают на площадке депо им. Н. Э. Баумана и в ближайшие месяц-два выпустят на линию без пассажиров, чтобы опробовать его в условиях уличного трафика, сообщил представитель «Мосгортранса». Во время тестирования в кабине будет находиться водитель.

Умный трамвай сделан на базе модели «Витязь-М», которую производит «ПК Транспортные системы» (в 2016 г. «Мосгортранс» заключил контракт на поставку 300 трамваев этой модели), рассказали представители компании и «Мосгортранса». Cognitive Technologies разрабатывала интеллектуальную систему управления, включающую до 20 видеокамер и до 10 радаров, сообщила президент компании Ольга Ускова. Они позволяют системе распознавать людей, машины и другие объекты даже во время дождя, тумана, при ослеплении светом или ночью, объясняет она.

В 2016 г. «Метровагонмаш» («дочка» «Трансмашхолдинга») выиграл конкурс «Мосгортранса» на поставку в 2017–2019 гг. 300 трехсекционных трамваев «Витязь М» с обязательством их обслуживания в течение 30 лет. Общая стоимость контракта составила 56,18 млрд руб., из них 28,5 млрд – закупка техники, то есть каждый трамвай стоил 95 млн руб. Контракт выполняется с «ПК Транспортные Системы», который собирает эти трамваи, сообщал «Метровагонмаш».

На первом этапе контролировать движение трамвая будет водитель, система сможет вмешиваться в его действия в двух случаях: она автоматически затормозит, если обнаружит на пути движения посторонний объект, и снизит скорость, если водитель слишком быстро двигается на опасном участке дороги или в плохих погодных условиях, объясняет руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин.

Главный риск во время испытаний трамвая – неправильная реакция системы на дорожные препятствия, не представляющие угрозу (камень или горсть снега), в результате чего он резко затормозит и спровоцирует ДТП, считает советник руководителя рабочей группы НТИ «Автонет» Роман Малкин. Во время тестирования как раз и нужно выявить процент правильных и ложных срабатываний системы, говорит он. Система помощи водителю должна предотвращать ДТП, не беспокоя водителей и пассажиров ложными срабатываниями, поясняет он. Полностью беспилотный трамвай может появиться к 2021–2022 гг., рассчитывают партнеры.

Cognitive Technologies разрабатывала интеллектуальную систему на коммерческой основе, к осени она рассчитывает на серийную поставку, рассказала Ускова. Сумму контракта она не раскрыла. По словам начальника управления по маркетингу «ПК Транспортные системы» Андрея Юхненко, компания сейчас рассматривает возможность оснастить все производимые вагоны системой помощи водителю. Сколько будут стоить умные трамваи, пока сказать невозможно, говорит он: конечная цена будет зависеть от условий конкурса, когда дело дойдет до закупки.

Система помощи водителю должна повысить уровень безопасности, отмечает Малкин. Хотя трамвай и так низкоаварийный транспорт: в Москве с января по апрель 2018 г. произошло 7091 ДТП, из которых 26 с участием трамваев и только одно ДТП с трамваем за два года со смертельным исходом.

Для коммерческих перевозок транспорта нужно юридически определить, кто будет отвечать в случае ДТП, рассуждает Малкин. Российское законодательство требует, чтобы в транспортном средстве был водитель, который несет ответственность за принятие решений, потому для испытаний беспилотного транспорта, в том числе трамвая, нужно специальное регулирование, указывает партнер Dentons Виктор Наумов.

В феврале 2019 г. РЖД планировала провести опытную поездку по Московскому центральному кольцу (МЦК) пассажирского электропоезда в режиме беспилотника – в автоматическом режиме управления, но с машинистом, говорил в сентябре 2018 г. советник гендиректора РЖД Валентин Гапанович. Он прогнозировал, что беспилотные перевозки по МЦК могут быть организованы в 2020-х гг.