Еврокомиссия не будет контролировать «Северный поток – 2»
На таких условиях Германия и Франция согласились одобрить поправки в европейскую газовую директивуВ пятницу, 8 февраля, Германия и Франция вынесли на обсуждение комитета стран – участниц ЕС объединенное предложение по корректировке проекта поправок в газовую директиву. Работа над документом продолжалась весь вечер накануне и закончилась лишь утром, говорит европейский чиновник. «Ведомости» ознакомились с содержанием предложения Германии и Франции, подлинность проекта подтвердили два видевших его человека.
Принципиальное отличие от всех предыдущих версий законопроекта, которое предложили Германия и Франция: распространение норм обновленной газовой директивы на новые трубопроводы должно остаться в компетенции страны, через которую труба входит на территорию Евросоюза (ЕС). Применительно к «Северному потоку – 2» такой страной будет Германия, что фактически дает проекту зеленый свет.
Обсуждаемые в Европе поправки в газовую директиву должны распространить ключевые принципы регулирования европейского рынка газа на все морские газопроводы. В частности, это означает разделение функций транзитера и поставщика и допуск к поставкам по трубе третьих сторон.
Принятие директивы с совместными правками Германии и Франции стало бы хорошей новостью для Москвы, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. По сути, полномочия по вопросам регулирования трансграничных трубопроводов передаются стране, которая является точкой входа трубы на суше со стороны ЕС. «Берлин занял прагматичную позицию и последовательно защищал проект, который позволит Германии и в целом Европе увеличивать объемы закупок российского газа на фоне падения внутренней добычи, – говорит Маринченко. – Вряд ли эта позиция поменяется, Германия будет и дальше лоббировать проект». А поскольку Германия и Франция выступили единым фронтом, можно констатировать, что Париж также стал более благосклонно смотреть на проект, считает Маринченко.
То, что Франция и Германия достигли соглашения, значительно повышает шансы на успех проекта, считает управляющий партнер BMS Law Firm Алим Бишенов. «Здесь одним из ключевых моментов была позиция Германии, и новые поправки как раз ее учитывают. Так как Румыния будет стимулировать быстрейшее принятие документа в окончательной редакции, вполне вероятно, что к запуску «Северного потока – 2» все бюрократические препятствия будут устранены», – говорит Бишенов.
Проект поправок в газовую директиву – один из основополагающих документов европейского энергетического законодательства, он обсуждается уже второй год. Инициатором законопроекта в ноябре 2017 г. стала Еврокомиссия. Прямым текстом в документе «Северный поток – 2» никогда не упоминался, но европейские чиновники, в принципе, никогда этого и не скрывали. Председатель Европейского совета Дональд Туск, например, говорил, что просит поторопиться с утверждением законопроекта, потому что «время имеет существенное значение». Срок ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2» – конец 2019 г., пропускная способность – 55 млрд куб. м.
С ноября 2017 г. в проект поправок несколько раз вносились изменения, в том числе расширяющие список исключений для уже действующих и проектируемых газопроводов. Каждое изменение в документ сопровождалось запросами отзывов стран – участниц ЕС, иногда юридических заключений, что ускорению процесса не способствовало.
С января председательство в ЕС перешло к Румынии. С тех пор работа над законопроектом активизировалась. Принятие поправок – один из приоритетов Румынии на время председательства в ЕС, говорил Антон Антон, министр энергетики Румынии. Уже 9 января Совет ЕС внес на обсуждение рабочей группы третью версию законопроекта. Германия в комментариях к третьей редакции законопроекта сообщала, что принципиальных возражений против регулирования инфраструктуры, соединяющей ЕС с третьими странами, не имеет. Но соглашаться с документом, который, «если осмыслить, направлен на регулирование только одного инфраструктурного проекта», страна отказалась.-