«Магнит» показал первые признаки восстановления

Несмотря на падающий трафик, аналитики настроены оптимистично
Под конец года люди стали реже ходить в «Магнит», но больше тратить
Под конец года люди стали реже ходить в «Магнит», но больше тратить / Евгений Разумный / Ведомости

Выручка второго по обороту российского ритейлера – «Магнита» выросла в 2018 г. на 8,2% до 1,2 трлн руб. Компания в четверг опубликовала неаудированные финансовые результаты за прошлый год.

Выручка лидера – X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») по-прежнему растет гораздо быстрее: за год – на 18,5% до 1,53 трлн руб. Разрыв в обороте между конкурентами удвоился: в 2017 г. Х5 была впереди на 13%, а в 2018 г. – на 27,5%.

Чистая прибыль «Магнита» за 2018 г. сократилась на 4,9% до 33,8 млрд руб. Годовая EBITDA уменьшилась на 2% до 89,8 млрд руб., рентабельность по ней сократилась с 8 до 7,3%. Снижение рентабельности «практически полностью компенсировано сокращением расходов на уплату процентов за счет улучшения условий долгового портфеля», отмечается в сообщении «Магнита».

«Магнит» несколько лет пытается восстановить приток покупателей и рост продаж. Год назад сооснователь ритейлера Сергей Галицкий продал почти всю свою долю ВТБ, который часть пакета (11,8%) перепродал Marathon Group Александра Винокурова. В середине 2018 г. «Магнит» возглавила экс-гендиректор сети дискаунтеров «Пятерочка» Ольга Наумова. Ритейлер активизировал обновление внешнего вида магазинов и предложения покупателю. Как говорила Наумова в июле, менеджмент надеялся увидеть улучшения уже к концу года.

Тогда и появились первые признаки восстановления. В IV квартале 2018 г. выручка «Магнита» выросла на 9,7% до 332 млрд руб. Продажи в сопоставимых магазинах наконец вышли в плюс после снижения на 2% в III квартале – они выросли на 0,6% в октябре – декабре. Это первый квартал за два года, когда сопоставимые продажи не упали, подчеркивается в сообщении «Магнита».

Сопоставимые продажи «Магнита» в октябре – декабре росли лишь за счет увеличения среднего чека. Поток покупателей в сопоставимых магазинах, т. е. работающих больше года, в IV квартале продолжил падать (-3%). Падение трафика ускорилось во втором полугодии: в июле – сентябре – на 1,8%. Финансовый директор «Магнита» Елена Милинова объяснила это промоакциями в IV квартале, ориентированными на повышение среднего чека: «В ноябре – декабре покупатели получали призы за чек от 500 и 1000 руб., а также при покупке алкоголя от 350 руб.». Но, по ее наблюдению, покупатели больше есть не стали: число походов в магазины сократились при росте суммы покупки.

Покупатели «Магнита» могли начать покупать больше, соглашаются аналитики «Ренессанс капитала»; следующим этапом должно стать возвращение старых и приток новых клиентов.

Средний чек у «Магнита» вырос на 3,7% за октябрь – декабрь 2018 г. Это существенно больше, чем у конкурентов: у Х5 чек вырос за это время на 1,4%, а у игрока № 3, «Ленты», – на 2,1%. «Магнит» заметно расширил ассортимент, объясняет рост чека сотрудник его конкурента. Кроме того, в конце года средний чек у крупнейших сетей поддерживала продовольственная инфляция, напоминают аналитики «Атона». Ускорение инфляции к концу года сказывалось на среднем чеке, отмечала Х5.

Улучшение результатов «Магнита» налицо, доволен директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Трафик пока в минусе, констатирует он, но вряд ли от кого-то в отрасли можно ждать существенного улучшения этого показателя: все открывают много магазинов. «Результаты соответствуют нашим ожиданиям, и, думаю, дальше мы увидим рост прибыли. Худшую точку по рентабельности и прибыли «Магнит», как мне кажется, прошел», – говорит Кривошапко.

Позитивные изменения в «Магните» есть, они сейчас стали заметны по динамике продаж, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Покупатель начал реагировать на изменения, хотя сокращение трафика в декабре и вызывает опасения».

«Магнит» в 2019 г., как сообщила аналитикам Наумова, ожидает продолжения роста продаж сопоставимых магазинов и рассчитывает сохранить рентабельность на текущем уровне. Темпы роста сети также сохранятся, пообещала Наумова. За 2018 г. сеть «Магнита» выросла на 2059 точек. Также «Магнит» собирается открыть около 2000 аптек и 2000 магазинов «ультрамалого» формата в рамках партнерства с «Почтой России» и обновить около 2000 магазинов.

Долгосрочная цель «Магнита» – восстановление лидерства на рынке. Акционеры хотят видеть рост стоимости бизнеса «Магнита», говорила Наумова в интервью «Ведомостям» осенью 2018 г.: «Чтобы мы дороже стоили, мы должны быть больше и лучше, поэтому мы для себя ставим цель быть № 1 в российском ритейле».

Бурмистров пока не видит в обозримом будущем предпосылок для восстановления лидерства «Магнита» на продовольственном рынке: непонятно, за счет чего темпы роста могут быть больше, чем у X5, на горизонте ближайших двух лет. «В то же время импульс для роста компании формируется в непродовольственном бизнесе, где развитие аптек и магазинов косметики может дать значительный синергетический эффект», – добавляет он.

Под конец года люди стали реже ходить в «Магнит», но больше тратить