Фридман и партнеры хотят получить контроль над испанским ритейлером Dia
Они готовы потратить на его спасение почти 800 млн евро и сделать из компании лидера рынкаИнвестиционная компания LetterOne (L1) сообщила о намерении стать единоличным владельцем крупного испанского ритейлера DIA. Цель – провести реструктуризацию компании и сделать из DIA лидера на его основных рынках. Помимо Испании это Бразилия, Аргентина и Португалия, следует из сообщения L1.
Для этого L1, у которой сейчас 29% DIA, предложила остальным акционерам продать акции компании по 0,67 евро за бумагу, что дает «существенную» премию в 56,1% к их стоимости на закрытие торгов днем ранее, 4 февраля. За это L1 придется заплатить 296 млн евро. Бумаги ритейлера на Мадридской бирже начали дорожать сразу после сообщения об оферте, и в конце дня котировки закрылись на отметке 0,7 евро (+63%).
DIA по итогам 2017 г. была четвертой по обороту розничной сетью в Испании, по данным минсельхоза США (USDA); ее выручка за девять месяцев 2018 г. сократилась на 14% до 5,5 млрд евро. На 30 сентября 2018 г. она управляла 7429 магазинами разных брендов и форматов в Испании, Португалии, Аргентине и Бразилии. Также компания занимается дистрибуцией потребительских товаров. Уже минимум пять лет ритейлер испытывает финансовые проблемы. Последний же год выдался для DIA особенно трудным, напоминает Financial Times: председатель совета директоров компании Анна Мария Льопис подала в отставку, гендиректор сменился дважды, дивиденды резко сократились. На конец июня 2018 г. чистый долг компании превышал 1,2 млрд евро. За последние 12 месяцев акции DIA подешевели на 89,3%.
L1 создана в 2013 г. Михаилом Фридманом вместе с его партнерами по «Альфа-групп» Германом Ханом и Алексеем Кузьмичевым. L1 инвестирует в международные проекты средства, полученные за проданную «Роснефти» долю в ТНК-BP стоимостью $14 млрд. Розничное подразделение L1 Retail планирует инвестировать до $3 млрд в Европе и на развивающихся рынках, его возглавляет Стефан Дюшарм, бывший главный исполнительный директор единственного актива «Альфа-групп» в российском ритейле – X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). L1 Retail купила долю в DIA летом 2017 г., став вторым по величине акционером после другой инвесткомпании – Baillie Gifford & Co. В 2017 г. L1 Retail купила крупнейшую в Европе сеть магазинов здорового питания Holland & Barrett за 1,77 млрд фунтов стерлингов. L1 Retail интересуется компаниями, которые могут стать лидерами, сказано на ее сайте.
DIA срочно нужны трансформация, свежий взгляд, новая стратегия и решения для долгосрочного будущего ритейлера, пишет L1. Компания готова дополнительно вложить 500 млн евро в капитал ритейлера. Окончательная сумма будет определена по завершении сделки, если она состоится, и соглашению с банками – кредиторами DIA. Совет директоров DIA ознакомится с предложением L1, пообещал представитель DIA, отказавшись от других комментариев.
Дюшарм называет будущее ритейлера «неопределенным». «В последние несколько лет DIA пропустила несколько потребительских трендов, работала хуже конкурентов и потеряла долю рынка, особенно испанского», – сказано в заявлении L1. В декабре 2018 г. Дюшарм и еще два представителя L1 Retail покинули совет директоров DIA из-за несогласия с политикой компании. Сейчас в совете DIA нет представителей компании Фридмана.
Тем не менее L1, по уверению Дюшарма, готова продолжать работать на испанском рынке, ее предложение «дает привлекательную премию акционерам», а разработанный план спасения DIA не только поддержит компанию, но и создаст базу для возвращения ей статуса «чемпиона испанского продовольственного ритейла».
Документ под названием «Make DIA a Champion» предполагает трансформацию компании по шести направлениям, а именно в части обновления предложения, ценовой политики и политики в отношении промоакций, создания сети магазинов, привлечения новых лидеров и развития уже существующих талантов, оптимизации бизнес-процессов, как и инвестиций в бренд. Сейчас DIA сталкивается со снижением доли рынка и ухудшением операционной и финансовой эффективности, т. е. переживает кризис, похожий на тот, который Х5 успешно преодолела под руководством Дюшарма несколько лет назад, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. С учетом опыта Дюшарма, позволившего вернуть и укрепить лидерство Х5, а также квалификации L1 как стратегического инвестора, способного существенно докапитализировать бизнес и обновить формат магазинов, L1 скорее всего удастся восстановить позиции DIA на рынке и добиться устойчивого прибыльного роста, рассуждает эксперт.
Смысла же в объединении всех имеющихся активов в ритейле у акционеров «Альфа-групп» – X5, DIA и Holland & Barrett– директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко не видит: в этом нет никаких операционных преимуществ – каждая сеть работает на своих рынках, у каждого из которых своя специфика. Зато DIA может использовать успешный опыт Х5 обновления магазинов, прямого импорта, анализа больших данных и развития онлайн-продаж с использованием модели dark store (т. е. доступ к которой есть только у сотрудников магазина), добавляет Бурмистров.
Запрос «Ведомостей» в L1 остался без ответа.
В подготовке материала принимал участие Михаил Оверченко