Горно-металлургическим компаниям пора пересмотреть свои стратегии

Им нужно перестать гнаться за прибылью, а больше ориентироваться на потребности клиентов
Задача новой стратегии «Северстали» – формировать клиентский опыт
Задача новой стратегии «Северстали» – формировать клиентский опыт / Денис Гришкин / Ведомости

Будущее горнодобывающих и металлургических компаний уже не связано с приобретением новых активов или увеличением производства на существующих. Эта отрасль должна адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре рынка, нестабильности и торговым войнам, пишут эксперты Deloitte в обзоре «Тенденции 2019: десять задач горнодобывающего сектора в будущем». Если раньше перед компаниями стояла задача снижения себестоимости разработки активов, с чем они успешно справились, то теперь они должны создавать долгосрочную ценность для себя и своих клиентов другими способами.

Первая задача – пересмотр стратегии добычи. «Прежде стратегическое планирование было нацелено на обеспечение максимальных объемов производства руд при наименьших затратах, в результате чего компании строили крупные рудники в погоне за высокой доходностью. Многие компании по-прежнему испытывают на себе его влияние», – пишут эксперты. Проблема российской отрасли – это неспособность отказываться от заведомо нерентабельных проектов, рассказывал в 2017 г. «Ведомостям» главный исполнительный директор Polymetal Виталий Несис: «Бурят много, а находят мало. Такие месторождения висят мертвым грузом на балансе компаний. У недропользователей отсутствует четкое стратегическое видение».

Теперь компания не просто должна добыть много и с минимальной себестоимостью – она должна предложить потребителю решение его задачи, подчеркивают эксперты Deloitte. Российские компании работают над этим. Задача новой стратегии «Северстали» – формировать клиентский опыт. «Компания стремится не просто продавать продукцию или сервисы, а обеспечить уникальные решения, основанные на глубоком понимании потребностей клиентов», – рассказывал ее генеральный директор Александр Шевелев.

Горнодобывающий сектор находится на ранних этапах создания цифровой сети поставок, подчеркивает Deloitte. Организация собственных цепочек поставок «от карьера до потребителя» позволит снизить разрозненность операционных процессов, повысить их эффективность и, как следствие, экономить. Интернет-магазины есть у всех крупных российских металлургов. «Даже незарегистрированные пользователи имеют возможность рассчитать стоимость заказа и посмотреть, из чего складывается цена. В личном кабинете пользователи могут отслеживать статус заказа, формировать отчеты, получать документы, контролировать платежные операции и давать обратную связь», – говорит представитель «Северстали».

«Фосагро» давно перешла от поставок клиенту просто питательных компонентов (азот, фосфор, калий) к предложению в едином продукте их правильного сочетания, необходимого для потребителя в каждом конкретном случае, и консультациям по повышению урожайности и качества продукции, – сообщил «Ведомостям» генеральный директор компании Андрей Гурьев через своего представителя. – В горной добыче и обогащении компания использует робототехнику, внедряет современные технологии управления данными».

Современное производство невозможно без цифровых технологий, указывает Deloitte. Горнодобывающие компании изучают мировые тенденции использования новых технологий и внедряют на предприятиях технологии анализа данных и искусственного интеллекта и др. «Угольные компании сталкиваются с вызовами, которых не было лет 10–20 назад: остается все меньше легких месторождений, которые просто отрабатывать, опираясь на привычные инженерные и технологические подходы, растут волатильность цен и конкуренция на рынке», – передал представитель компании слова генерального директора СУЭК Владимира Рашевского. Ситуация для российских компаний объективно сложнее, чем у зарубежных, из-за больших расстояний до портов и дорогой логистики, подчеркивает он: «Снижение издержек и повышение производительности – вопрос выживания компании. И цифровизация– один из главных ресурсов».

Одно из направлений развития «Уралкалия» – максимальная близость к клиенту: снижение информационных барьеров на пути к конечному потребителю, построение системы, когда производитель максимально включен в процессы и потребности клиента, рассказывает представитель компании. Второе направление – цифровизация основных и вспомогательных процессов на производстве.

Задача любого предприятия – заработать деньги, комментирует начальник аналитического отдела BCS Global Markets Кирилл Чуйко. Сегодня им необходимо не просто производить продукцию, но и работать с покупателями, оптимизировать себестоимость, максимизировать прибыль, предсказывать динамику потребностей клиентов и рынка, заключает он.

Задача новой стратегии «Северстали» – формировать клиентский опыт