Авиакомпании стали чаще отменять и задерживать рейсы из-за приказа Минтранса
Он ужесточил требования к работе аэропортов в плохую погодуМинтранс своим приказом от 24 ноября 2017 г. ввел новые требования к аэродромам – для взлетно-посадочных полос второй категории стала необходима радиолокационная станция обзора летного поля или многопозиционная система наблюдения. Ряд аэродромов, оснащенных самым современным оборудованием для захода на посадку по второй категории, оказались сертифицированы только по первой категории – это существенно ограничило их возможности по приему воздушных судов в сложных метеорологических условиях. Об этом говорится в письме исполнительного директора Международной ассоциации аэропортов Сергея Никотина министру транспорта Евгению Дитриху, отправленном в декабре 2018 г. («Ведомости» ознакомились с содержанием письма, его подтвердил представитель ассоциации).
Уникальное требование
При заходе на посадку по первой категории необходимо установить визуальный контакт с огнями полосы на расстоянии не менее 800 м, по второй категории – не менее 400 м, т. е. при значительно худшей видимости, объяснил человек, близкий к Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД). ICAO (Международная организация гражданской авиации) таких требований – обзорного локатора – к полосе второй категории не предъявляет, признает собеседник.
Абсурдность приказа, который не соответствует требованиям ICAO, в том, что категория полосы отражает ее способность принимать суда, а локатор обзора нужен для контроля за вылетом и аэродромной техникой, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. По его словам, приказ вышел как реакция на гибель президента Total Кристофа де Маржери: в октябре 2014 г. его самолет при вылете из «Внуково» столкнулся с выехавшим на полосу снегоуборщиком, все люди на борту погибли.
«Минтранс выступает за реализацию мер, направленных на обеспечение безопасности полетов, сохранение жизни и здоровья пассажиров является безусловным приоритетом в деятельности министерства», – говорит его представитель.
250 000 рублей
Такие убытки несет авиакомпания при уходе на запасной аэродром среднемагистрального лайнера (такие преобладают в парке крупных перевозчиков), говорят сотрудники двух авиакомпаний. С учетом косвенных расходов – размещение пассажиров, их питание, возможные задержки в расписании и др. – убытки могут достигать $50 000 (3,3 млн руб.), добавляет один из собеседников
Какие аэропорты пострадали
Никотин в письме называет два аэропорта, аэродромы которых из-за приказа Минтранса автоматически потеряли вторую категорию: Калининграда и Нижнего Новгорода, но указывает, что есть и другие. Примерно 25 крупнейших региональных аэропортов России имеют вторую категорию (московские имеют третью, позволяющую садиться «вслепую»), но локаторов обзора в стране намного меньше, говорит человек, близкий к Госкорпорации по ОрВД. «Такой локатор экономически оправдан только при очень интенсивном движении, так как при ухудшении погодных условий он позволяет поддерживать скорость взлетно-посадочных операций – но разумно ли их ставить в регионах?» – объясняет собеседник. Также из-за приказа вторую категорию потеряли аэропорты Краснодара, Минеральных Вод, Казани, знает сотрудник российской авиакомпании.
Официально все эти пять аэропортов имеют вторую категорию – это зафиксировано в сборнике аэронавигационной информации Росавиации, которым пользуются все российские и иностранные авиакомпании. Но они также получают NOTAM (Notices to Airmen) – это оперативная информация о временных поправках к основным сборникам – о том, что эти аэропорты временно не обеспечивают вторую категорию. Это «временно» длится уже больше года.
Светосигнальное оборудование для полосы первой категории стоит около 1 млн евро, второй – примерно 2–2,5 млн евро, говорит сотрудник крупного поставщика. Полосу строит Росавиация, получается, часть госинвестиций в оборудование оказалась неэффективной.
Задержки и отмены рейсов
Представитель «Уральских авиалиний» рассказал, что 95% всех случаев ухода на запасные аэродромы случаются из-за плохой погоды именно в региональных аэропортах, а не в Москве. В 2018 г. «Аэрофлот» отменял из-за плохой погоды рейсы в небазовые аэропорты в 5 раз чаще, чем рейсы в «Шереметьево», а уходы на запасные аэродромы в небазовых аэропортах случались в 10 раз чаще, чем в «Шереметьево», говорит человек, близкий к компании. Причем в российских региональных аэропортах уходы на запасные аэродромы случались в 10 раз чаще, чем в иностранных аэропортах, добавил собеседник. В Европе даже маленькие аэропорты принимают по второй и даже третьей категории, пояснил он.
Зимой как минимум раз в неделю случается, что региональные аэропорты не принимают рейсы из-за погоды, говорит сотрудник другой авиакомпании. Тогда рейс, если самолет еще не вылетел, задерживается, хуже – когда приходится уходить на запасной аэродром, объясняет он. Например, в среду, 30 января, аэропорт Краснодара из-за тумана задержал на прилет пять рейсов, еще два отправил на запасной аэродром. Краснодар имеет вторую категорию, если бы не приказ Минтранса, то все летели бы без задержек, уверен сотрудник российского перевозчика.
Для реализации требований приказа Минтранс предложил Росавиации внести изменения в план по оснащению аэродромов средствами наблюдения и контроля, говорит представитель Минтранса. Никотин в письме Дитриху указывает, что для проектирования и строительства локаторов требуется продолжительный период времени, и просит отложить требование приказа до 2021 г. «В сложных метеоусловиях локатор обзора летного поля обеспечивает контроль за техникой на взлетно-посадочной полосе, рулежных дорожках – это требование логично. Но решение получилось слишком жестким, без переходного периода для аэропортов второй категории, многие из которых разом категорию потеряли», – передал Никотин «Ведомостям».