Минтранс просит из бюджета 98 млрд рублей на строительство неатомных ледоколов и специальных судов

Они нужны для развития Северного морского пути и северных портов
Министерство транспорта подготовило поправки в госпрограмму «Развитие транспортной системы»
Министерство транспорта подготовило поправки в госпрограмму «Развитие транспортной системы» / Поляков Георгий / PhotoXpress.

Министерство транспорта подготовило поправки в госпрограмму «Развитие транспортной системы», которую правительство приняло в декабре 2018 г. Для обеспечения круглогодичной работы портов Дальневосточного и Северо-Западного бассейнов Минтранс предлагает выделить из бюджета средства на строительство двух ледоколов мощностью 18 МВт класса Icebreaker7 (может плавать при толщине льда до 2 м) – по 7,3 млрд руб. на каждый. Для этих же целей министерство просит построить два вспомогательных ледокола мощностью 12–14 МВт (по 6,5 млрд руб.) и портовый ледокол мощностью 6–8 МВт за 5,5 млрд руб. Сроки выделения средств – 2019–2024 годы.

Еще 20,5 млрд руб. нужно выделить в 2019–2024 гг. на строительство двух гидрографических и двух лоцмейстерских судов ледового класса, а также модернизацию еще трех гидрографических судов, считает Минтранс. Также на 2022–2024 гг. министерство запрашивает 44,5 млрд руб. для строительства многофункциональных аварийно-спасательных судов ледового класса. Гидрографические суда, лоцманы и спасатели нужны для развития Северного морского пути.

«Аварийно-спасательное судно ледового класса Arc5 (самостоятельно может плавать в разреженных льдах толщиной 0,8–1 м) при дедвейте чуть менее 1200 т стоит не менее 3 млрд руб. – несколько таких судов проекта MPSV07 построено в России в предыдущие годы, логично, если будет продолжена эта серия», – говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. С учетом указанной суммы речь может идти о 14–15 судах, которые в состоянии полностью обеспечить планы развития судоходства на Северном морском пути, добавляет Бурмистров.

Ледокольная часть предлагаемых поправок стоит, таким образом, 98 млрд руб. Также ледокольный флот страны (неатомные ледоколы эксплуатирует ФГУП «Росморпорт») пополнит достраиваемый ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт (станет самым мощным неатомным ледоколом в мире).

На «Викторе Черномырдине», который строился с 2011 г. и планировался к сдаче в 2018 г., в конце 2018 г. произошел пожар. В 2019 г. этот ледокол должен выйти на испытания, а передача заказчику («Росморпорту») состоится, скорее всего, в 2020 г., говорит Бурмистров.

Крупнейшим производителем ледоколов и судов ледового класса в мире является Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), говорил ее президент Алексей Рахманов в интервью «Ведомостям». «ОСК на Балтийском заводе строит три атомных ледокола мощностью 60 МВт (ЛК-60), корпорация обладает компетенциями для строительства любых судов ледокольной тематики», – напоминает представитель ОСК.

Каждый атомный ледокол ЛК-60 стоит примерно 45 млрд руб. В этом году должен быть подписан контракт на строительство еще двух ЛК-60, их заказчиком выступает «Атомфлот» (структура «Росатома»).

«Северный морской путь – это важный государственный проект, его успех во многом зависит от объема бюджетных вложений», – отмечает человек, близкий к Минпромторгу.

«В Минфин не поступали данные предложения Минтранса», – сказал представитель Минфина. Представитель Минтранса в понедельник вечером не ответил на запрос «Ведомостей».