Железнодорожные операторы хотят покупать запчасти для вагонов через структуру РЖД
Это может сдержать рост цен на них и ускорить время ремонта вагоновСоюз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) предложил поставлять запасные части для вагонов через АО «Торговый дом РЖД» (занимается материально-техническим обеспечением «дочек» РЖД). Идея прозвучала на встрече гендиректора РЖД Олега Белозерова с членами президиума СОЖТа, сообщила госмонополия 25 января. Такой механизм позволил бы сформировать консолидированный заказ от операторских компаний на производство крупной партии продукции – колес, литых деталей тележек и т. д. Конкретный механизм будет прорабатываться, сказал представитель СОЖТа. Представитель РЖД от комментариев отказался.
Операторы обслуживают свои вагоны в основном в депо РЖД (некоторые имеют свои вагоноремонтные предприятия). «Раньше закупку запчастей для текущего отцепочного ремонта обеспечивала централизованно РЖД, но год назад Центральная дирекция инфраструктуры отказалась этим заниматься», – поясняет источник, близкий к одному из операторов. По его словам, для владельцев вагонов это стало «существенной проблемой», ведь им приходится самим развозить запчасти. Новый механизм позволит снизить стоимость запчастей, сократятся время нахождения вагонов в ремонте, издержки владельцев подвижного состава, считает он.
До 2016 г. проблем с наличием и ценами запчастей не было. Напротив, был их избыток из-за массового списания вагонов в 2014–2016 гг. Вагоноремонтные предприятия проводили текущие ремонты вагонов бывшими в употреблении деталями, новые не закупали. В итоге мощности российских металлургических компаний по производству колес (Объединенной металлургической компании (ОМК) и Evraz), например, были загружены на 39–55%. По мере истощения запаса запчастей, сформированного после разбора старых вагонов, возник их дефицит. Сейчас мощности загружены на 100%, и этого все равно мало (металлурги обещают увеличить мощности). По данным СОЖТа, существующие два завода в России суммарно способны выпускать 1,3 млн колес в год, а для ремонта вагонов в 2019 г. требуется 1,2 млн колес (плюс 480 000 шт. для производства новых вагонов). Ожидаемые в 2019 г. поставки с Украины и из Казахстана невелики, совокупно около 160 000 шт. В 2018 г. операторам не хватило примерно 200 000–250 000 колес. Дефицит и необходимость самостоятельной закупки запчастей операторами подстегнули рост цен на запчасти. Цена нового колеса в течение 2018 г. выросла с 30 000 до 70 000–85 000 руб., приводит данные представитель СОЖТа. «При этом по высоким ценам колес в продаже нет даже на месяц вперед, а вагоны простаивают в ремонте», – замечает он. Среднее время простоя грузового вагона в отцепочном ремонте выросло в 1,8 раза – с 78 до 142 часов, приводил пример в конце 2018 г. председатель президиума СОЖТа Игорь Ромашов.
Представитель ОМК на вопросы «Ведомостей» не ответил. Ранее он замечал, что дефицит связан с отсутствием стратегического планирования (на 4–5 лет) при ремонте вагонов, что не позволило вагоноремонтным предприятиям своевременно создать запасы колес. Представитель Evraz отказался от комментариев. Человек, знакомый с менеджерами одного из производителей колес, говорит, что спрос сейчас высокий и у производителя нет проблем с реализацией. «Рост продаж зависит не от посредников и схем, а от производственных мощностей компаний», – добавляет собеседник. Инициатива СОЖТа, по его мнению, – это желание взять под свой контроль поток продаж. Устранить дефицит чиновники и операторы пытаются с помощью поставок из Китая, но там тоже «свободных» колес мало, замечает человек, близкий к одной из операторских компаний.
Для РЖД закупки по предложенной СОЖТом схеме знакомы: «Торговый дом РЖД» в 2011–2012 гг. закупал китайское крупное вагонное литье для вагоностроительной отрасли и вагоноремонтных предприятий РЖД, напоминает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Эта идея выгодна обеим сторонам: структура РЖД получит комиссию и «несколько лучшие условия у поставщиков». Польза для операторов связана с возможностью покупки запасных частей непосредственно у производителей, а не через перекупщиков, завышающих цены, считает эксперт. Это решение «при эффективной реализации должно сократить долю перекупщиков на рынке и снизить спекулятивное давление на цены», подчеркивает он.