Государство увеличит число проверок пивных компаний

Спиртсодержащие коктейли все чаще маскируются под пивные напитки
Настоящие пивные напитки – дело ничуть не менее трудоемкое, чем само пиво
Настоящие пивные напитки – дело ничуть не менее трудоемкое, чем само пиво / SMARTMONEY

В 2019 г. Росалкогольрегулирование (РАР) будет активно проверять пивные компании – такой вывод можно сделать, проанализировав график проведения плановых проверок, размещенный на сайте службы. По подсчетам «Опоры России», проверкам подлежит свыше 120 компаний, основной вид деятельности которых связан с производством или торговлей пивом, либо же целью проверки указан контроль за производством или закупкой пива, сидра, медовухи и др.

Расчеты «Ведомостей» с этими данными совпадают: это самое большое количество проверок пивных компаний начиная с 2016 г., в прошлые годы их было в несколько раз меньше.

Представитель РАРа подтвердил: число плановых проверок пивных компаний в 2019 г. увеличилось. Это объясняется большим количеством псевдопивоваренной продукции, выявленной в 2018 г. В январе – сентябре арестовано 2,76 млн л пивной продукции, а за весь 2017 год – 1,74 млн л.

На этикетке у такой продукции написано «пивной напиток», а на самом деле это напиток с добавлением этилового спирта, объясняет собеседник «Ведомостей»: в его составе пиво порой вовсе отсутствует.

«Это алкогольный коктейль, названный недобросовестным производителем пивным напитком для снижения расходов при уплате акцизов», – объясняет представитель «Балтики». Ставка акциза для слабоалкогольных напитков – 418 руб. за литр безводного спирта, а для пивных напитков – 21 руб. за литр готовой продукции, т. е. около 230 руб. за литр безводного спирта, показывает разницу представитель РАРа.

Понятие «пивной напиток» появилось в законе в 2011 г.: это напитки натурального брожения, т. е. в них не добавляют спирт, но по составу они отличаются от пива. К пивным напиткам отнесены такие известные марки, как Hoegaarden, Kronenbourg, Corona Extra и др.

Добросовестным пивоварам нет смысла выпускать псевдопивную продукцию: технология напитков натурального брожения сложная, трудоемкая, требует больших инвестиций, которые они делают на долгую перспективу, говорит член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. «Ключевое отличие добросовестного производителя пивных напитков – наличие пивоваренного оборудования, – отмечает представитель «Балтики». – Очевидным будет вопрос как раз к тем производителям, у кого такого оборудования нет».

Но Небольсин опасается, что результаты проверок могут стать поводом ужесточить регулирование для пивоваров.

РАР неоднократно говорил о необходимости изменить способы контроля. Сейчас обсуждается лицензирование производства и оборота, а также маркировка в пивоваренной отрасли, напоминает представитель службы: решения будут принимать Минфин и правительство. Изменение регулирования обсуждается, говорит представитель Минфина. Речь идет не о лицензировании, а о введении реестра производителей и об ужесточении требований к использованию средств измерения и учета для производителей. Вопрос маркировки обсуждается, можно включить пиво во вновь создаваемую систему маркировки продукции, считает он.

Пивовары ужесточение не поддерживают. Маркировка и лицензирование избыточны, они дублируют ЕГАИС при количественном учете продукции, говорит директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Маркировка, опасается он, станет лишь дополнительным финансовым бременем для добросовестных производителей, расходы лягут и на потребителя, что вызовет рост рынка нелегального алкоголя.

В маркировке нет необходимости: нелегальный пивной рынок невелик, нет опасного контрафакта, действующие нормы оформления этикетки обеспечивают потребителя необходимой информацией, согласен представитель «Балтики». Лицензирование же создаст дополнительные риски для крупных и средних предприятий, приведет к закрытию многих добросовестных малых предприятий или их переходу в теневой сектор, говорит собеседник «Ведомостей».

«Опора России» поддерживает борьбу государства с псевдопивными напитками, но в этой ситуации виноваты вовсе не пивовары, а производители слабоалкогольных напитков, которых и нужно проверять в первую очередь, считает Небольсин. Однако их проверять так активно государство почему-то не собирается, удивляется он. Пивовары считают, что проблемы на рынке можно решить и по-другому. Например, увеличить ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушения требований оборота алкоголя, установить приборы учета на всех типах производств, распространить ЕГАИС на розничные продажи, а также усовершенствовать кассовые системы, чтобы вся информация о продажах одновременно поступала в налоговую службу и РАР, считает Дурдыев. Сама терминология нуждается в доработке, уверен представитель «Балтики», отрасль готовит предложения об определениях пивоваренной продукции.

Регулирование алкогольного рынка и так одно из самых жестких, говорит Небольсин. А недавно государство взяло курс на то, чтобы облегчить жизнь бизнесу: все регуляторные требования должны быть проанализированы ответственными ведомствами и бизнесом в 2019 г., необоснованные – утратить силу, обещал российский премьер Дмитрий Медведев, напоминает эксперт.

Настоящие пивные напитки – дело ничуть не менее трудоемкое, чем само пиво