Sсhlumberger надоело ждать от российских властей согласования покупки Eurasia Drilling

Американская компания предпримет последнюю попытку купить долю в российской буровой компании и расторгнет сделку, если потерпит неудачу
Schlumberger может отказаться от покупки российского конкурента – Eurasia Drilling Company (EDC), сообщил гендиректор американской компании Паал Кибсгаард/ Hamad I Mohammed / REUTERS

Schlumberger может отказаться от покупки российского конкурента – Eurasia Drilling Company (EDC), сообщил инвесторам гендиректор американской компании Паал Кибсгаард. Schlumberger в «ближайшие недели» предпримет последнюю попытку согласовать сделку. Если не удастся «увидеть четкие сигналы, что компания сможет получить одобрение российских госорганов», то Schlumberger отзовет заявку, сказал Кибсгаард.

Schlumberger «с 2017 г. работает над сделкой, но, к сожалению, получить разрешения властей России пока так и не удалось», рассказал инвесторам Кибсгаард. «В любом случае будем искать альтернативные пути партнерства с Eurasia Drilling, потому что мы по-прежнему считаем российский рынок бурения на суше очень привлекательным», – подытожил он.

В июле 2017 г. Schlumberger договорилась с акционерами нефтесервисной EDC о покупке 51% в компании. С тех пор сделка несколько раз обсуждалась на комиссии по иностранным инвестициям, но одобрения так и не получила. Сначала участники комиссии по иностранным инвестициям требовали, чтобы EDC не оказалась под управлением американских властей, в случае если США введут очередные антироссийские санкции. Такие гарантии Schlumberger предоставила: она снизила планку до 50% минус 1 акция и структурировала сделку так, что у самой Schlumberger доля в компании будет меньше 25%, остальное будет принадлежать ее пенсионному фонду. Затем комиссия по иностранным инвестициям потребовала, чтобы Schlumberger обязалась не только продать долю в EDC, если США усилят санкции, но и оставить в российской компании привнесенные технологии. На это Schlumberger тоже согласилась.

«Абсолютно все условия они согласовали», – говорил 15 января президент РСПП и председатель совета директоров EDC Александр Шохин.

Два собеседника «Ведомостей», близкие к разным сторонам сделки, отмечают, что единственным из участников комиссии по иностранным инвестициям, кто остается против завершение сделки, является ФСБ. EDC обладает стратегически важной информацией о российских недрах, добавляет один из собеседников. Запрос «Ведомостей» в ФСБ остался без ответа.

Комиссия по иностранным инвестициям собирается нерегулярно, говорит собеседник «Ведомостей», знакомый с повесткой комиссии. К концу минувшей пятницы других вопросов, кроме сделки EDC и Schlumberger, не было, когда пройдет комиссия – не известно.

«Сделка уже давно политический вопрос, о ее завершении мечтает и ФАС, которая может заработать немало политических очков, если сделка все-таки состоится», – уверяет один из собеседников «Ведомостей». «ФАС смогла продавить Schlumberger на очень большое количество уступок по разным фронтам», – говорит человек, близкий к одной из сторон переговоров. Представитель ФАС не ответил на вопросы «Ведомостей».

Купить еще 16,1% EDC планирует Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с фондом из ОАЭ – Mubadala. Партнеры согласились дать Schlumberger приоритетное право покупки, рассказывали три человека, близкие к разным участникам готовящейся сделки. «Мы продолжим обсуждение, чтобы найти решение, которое подойдет всем участникам переговоров по сделке EDC. Будет это с или без Schlumberger – не важно», – говорит знакомый топ-менеджеров РФПИ и Mubadala. Представитель РФПИ отказался от комментариев.

«Процесс согласования так долго тянется, что никто уже не верит, что Schlumberger может получить долю в EDC», – комментирует аналитик АКРА Василий Танурков. По его словам, покупка доли в EDC может быть лишь финансовой инвестицией. «Несмотря на все договоренности, передавать технологии Schlumberger, скорее всего, не будет, да и технологии бурения на глубоководных шельфах – санкционная история и передаче не подлежит», – подчеркивает Танурков.