«Победа» прекращает полеты за рубеж из Санкт-Петербурга
Самолеты лоукостера на этой неделе подверглись проверкам пограничников, что привело к задержкам рейсовС 16 января «дочка» «Аэрофлота» – лоукостер «Победа» – прекратила продажи билетов на международные рейсы из и в Санкт-Петербург с вылетом после 28 февраля. При попытке забронировать билет за рубеж из «Пулково» в марте система предлагает перелет в Кельн, Милан и Пизу через Москву и в Тбилиси через Ростов-на-Дону. При выборе Лондона или Стамбула появляется сообщение, что все билеты на март проданы, хотя билеты в январе и феврале есть в наличии. В последние города лоукостер летает только из Санкт-Петербурга. Человек, близкий к «Победе», подтвердил: продажи на международные рейсы из «Пулково» закрыты с марта.
Сейчас за рубеж «Победа» летает из «Пулково» от двух до семи раз в неделю – всего в ее расписании 27 рейсов туда-обратно в неделю.
Накануне, 15 января, сотрудник «Победы» говорил, что компания планирует прекратить полеты за рубеж из Санкт-Петербурга с апреля. Причина, по его словам, в том, что рейсы из Северной столицы задерживаются из-за действий силовых структур.
Представитель «Победы» эти планы и отсутствие билетов с марта не комментирует. Он лишь напомнил о коллизии с предполетными проверками вылетающих за рубеж самолетов. Аэропортовые службы вскрывают «деактивированные отсеки» в салонах самолетов, из-за чего «нарушаются нормы летной годности воздушных судов, после этого требуется вызов сертифицированного технического персонала для устранения повреждений». По его словам, с 14 января в «Пулково» задержаны почти все международные рейсы на вылет, а также внутренние рейсы, выполняемые на прилетающих из-за границы самолетах. «Всего задержано 17 рейсов, общее время задержки составило более 15 часов», – рассказал представитель лоукостера.
Сотрудник «Победы» рассказывал, что в «Пулково» с 14 января стали досматривать кухонные отсеки самолетов. Они опломбированы, так как лоукостер не кормит пассажиров и не продает на борту питание. Опломбирование позволяет сократить время на уборку, что, в свою очередь, ускоряет оборот самолета. Быстрый вылет только что прилетевшего судна – важный элемент модели лоукостера, позволяющий самолетам максимально много летать и благодаря низким затратам предлагать дешевые билеты.
Неприятности с пограничной службой у лоукостера начались 29 декабря прошлого года – тогда отдел пограничного контроля в базовом для компании аэропорту – «Внуково» – стал требовать, чтобы пассажиров не сажали в автобусы, доставляющие их из терминала к судну, раньше, чем экипаж поднимется на борт. Так как во «Внуково» прилетевшие суда «Победы» отправляют в следующий полет по давно отработанной схеме через 25–30 минут, это привело к массовой задержке рейсов. Это было местью за отказ авиакомпании брать на борт для депортации иностранных граждан без билетов (это экономит ФСБ средства при депортации и не требует бумажной работы), уверял человек, близкий к авиакомпании. События во «Внуково» и «Пулково», вероятно, связаны, продолжает собеседник.
Представитель пограничной службы в «Пулково» заявил, что информация о неожиданных проверках, приводящих к задержкам рейсов, не соответствует действительности. «Пограничная служба досматривает абсолютно все прилетающие или улетающие за рубеж суда. Досмотр длится 20–40 минут в зависимости от типа самолета. Причем технологическая схема досмотра не менялась много лет. Мы всегда досматривали все отсеки в судах «Победы», – утверждает он. Человек, близкий к «Победе», уверяет, что таких требований при досмотре, какие появились с 14 января, в предыдущие годы не было.
До отдела погранконтроля «Внуково» «Ведомостям» дозвониться не удалось.
«Победа» в 2018 г. перевезла в «Пулково» 1,2 млн человек, это 6,7% всего трафика аэропорта. Авиакомпания входит в пятерку его крупнейших перевозчиков. В том числе около 200 000 человек были перевезены на международных рейсах, говорит представитель лоукостера.
Концессионер и оператор «Пулково» – «Воздушные ворота Северной столицы» – в курсе несогласия перевозчика с процедурой досмотра, говорит представитель компании: «Мы предложили «Победе» создать рабочую группу для выработки процедуры, которая устроит все стороны». Развитие международных перевозок и повышение транспортной доступности Санкт-Петербурга входят в число ключевых задач, добавил он.
Действия «Победы» трудно понять: конфликт длится всего 2–3 дня, а компания уже решила закрыть международные рейсы из второго крупнейшего для себя хаба, рассуждает сотрудник крупного аэропорта. «Но куда ставить эти суда и, главное, на чем зарабатывать? – недоумевает собеседник «Ведомостей». – Ведь международные рейсы – самые рентабельные для российских авиакомпаний». У «Победы» есть куда ставить суда и куда летать, к лоукостеру стоит очередь из аэропортов, уверяет близкий к «Победе» человек.