Подходят к концу основные контракты Минобороны на боевые самолеты
От их перезаключения зависит будущее российской авиапромышленностиМинистерство обороны России и представители авиационной промышленности ведут переговоры по заключению новых крупных контрактов на поставку боевых самолетов для фронтовой авиации взамен тех, выполнение которых должно завершиться в ближайшее время, но новые соглашения пока не заключены. Об этом «Ведомостям» сообщили несколько собеседников на предприятиях авиапромышленности и в Минобороны.
В 2019–2020 гг. завершаются сразу несколько успешно выполняемых крупных многолетних контрактов Минобороны на поставку истребителей и бомбардировщиков, которые имели большое значение для промышленности. Так, в следующем году осталось произвести всего восемь бомбардировщиков Су-34 (их собирают на Новосибирском авиазаводе), при том что темпы производства этих машин на заводе ранее достигали 16 единиц в год. По словам собеседника в авиапромышленности, в настоящее время с Минобороны идут переговоры о заключении нового контракта – возможно, сроком на пять лет на поставку 50–70 Су-34.
Завершаются в наступающем году и поставки многофункциональных истребителей Су-30СМ производства Иркутского авиазавода по текущим контрактам с Минобороны. С лета ведутся переговоры о заключении нового, как минимум трехлетнего контракта на поставку еще порядка 36–40 Су-30СМ, в том числе для морской авиации ВМФ, но пока он не заключен, говорит человек, близкий к Минобороны. Лучше обстоит дело с наиболее современным истребителем этого поколения – Су-35: для Воздушно-космических сил (ВКС) авиазавод в Комсомольске-на-Амуре должен произвести еще около 20 машин, что позволит загрузить линию на 2019–2020 гг. Контракты на другие типы боевых и учебно-боевых самолетов не имели такого же системообразующего значения, поясняет собеседник в авиапромышленности. Представители ОАК и Минобороны от комментариев воздержались.
Контракты на Су-30СМ, Су-34 и Су-35С относятся к числу наиболее успешно выполненных в рамках действовавших с 2011 г. госпрограмм вооружений, подчеркивает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его мнению, крупные закупки боевых истребителей этих типов следует продолжить и в будущем. Например, в ВКС России имеется приблизительно по 200 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25, самым новым из которых скоро будет 30 лет. Очевидно, что их замена в следующем десятилетии неизбежна, поэтому закупка порядка 50–70 машин в течение пяти лет вряд ли сможет возместить ожидаемое выбытие парка самолетов советского производства, даже с учетом того, что один Су-34 может заменить два Су-24. То же самое касается и парка истребителей Су-27 (на основе которого созданы Су-30СМ, Су-34 и Су-35), а также ряда других машин, добавляет эксперт. При этом экспортных заказов на тот же Су-34 пока не имеется и в целом сейчас не может повториться ситуация 1990-х гг., когда российскую авиапромышленность спасли масштабные заказы от Индии и Китая, напоминает Макиенко. Поэтому вопрос о продлении контрактов имеет большое значение для отрасли в целом.
Контракты, несомненно, будут заключены, но они будут меньше, чем прежние, говорит человек в Минобороны. По словам собеседника в авиапромышленности, причиной этого является не только сокращение (с учетом инфляции) расходов по госпрограмме вооружений, но и ее переориентация в новом десятилетии на программу восстановления производства стратегических бомбардировщиков Ту-160.