«Шереметьево» взял в концессию аэродром и будет содержать его за счет авиакомпаний

Расходы авиаперевозчиков вырастут примерно на 100 рублей за пассажира
Расходы базирующихся в «Шереметьево» авиакомпаний с передачей аэродрома в концессию вырастут на 100 руб. с пассажира
Расходы базирующихся в «Шереметьево» авиакомпаний с передачей аэродрома в концессию вырастут на 100 руб. с пассажира / Getty Images/Bloomberg

25 декабря гендиректор аэропорта «Шереметьево» Михаил Василенко и руководитель Росавиации Александр Нерадько заключили соглашение о передаче аэропорту в концессию на 49 лет всей аэродромной инфраструктуры. Сейчас подавляющее большинство российских аэропортов арендуют аэродромы у государства.

Плата «Шереметьево» составит символические 1000 руб. в год, но аэропорт сам будет содержать аэродром и строить новые объекты. «Шереметьево» планирует вложить в аэродром 61 млрд руб., основные статьи затрат – строительство магистральной рулежной дорожки к третьей взлетно-посадочной полосе (ВПП-3, сейчас ее достраивает Росавиация, она также будет передана в концессию после сдачи в 2019 г.), реконструкция первой взлетно-посадочной полосы, строительство дополнительных перронов.

Согласно концессии, источником средств на аэродром будет специальная инвестиционная надбавка к тарифу за взлет-посадку самолетов, его платят авиакомпании за каждую тонну взлетной массы самолета. В ноябре президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун говорил, что с заключением концессии аэропорт планирует поднять этот тариф вдвое – с 224 до 444 руб. за 1 т.

Максимальная взлетная масса Boeing 737 и Airbus 320 (самые распространенные самолеты в России, в том числе в парке «Аэрофлота», базового перевозчика «Шереметьево») составляет 55–70 т в зависимости от комплектации. Таким образом, обслуживание одного рейса в «Шереметьево» подорожает для авиакомпаний на 12 000–15 400 руб. Средняя вместимость этих судов – 150–170 пассажиров.

Расходы авиакомпаний из-за применения инвестнадбавки вырастут примерно на 100 руб. на пассажира, хотя аэропорт имеет право увеличить тариф из расчета роста расходов на пассажира на 200 руб., рассказал председатель совета директоров и совладелец «Шереметьево» Александр Пономаренко. Но, чтобы снизить нагрузку на авиакомпании и пассажиров, «мы будем строить аэродромные объекты с привлечением заемных средств», окупаемость инвестиций составит 20 лет, пояснил он.

Расходы базирующихся в «Шереметьево» авиакомпаний с передачей аэродрома в концессию вырастут на 100 руб. с пассажира

Пассажиропоток «Шереметьево» в 2019 г. составит примерно 52 млн пассажиров, сказал Пономаренко «Интерфаксу». Таким образом, за счет надбавки аэропорт соберет примерно 5,2 млрд руб.

Представители «Аэрофлота» и Nоrdwind – крупнейших перевозчиков «Шереметьево» – на запрос не ответили. «Решение по ценам на билеты не принято, цены регулирует конкурентный рынок, поднимать их непросто», – говорит менеджер крупного перевозчика.

Министр транспорта Евгений Дитрих обещает, что соглашения с «Внуково» и «Домодедово» будут подписаны в ближайшее время. Текст распоряжения правительства о заключении концессионного соглашения согласовывается, говорит представитель «Домодедово»: «Мы свою готовность подтверждаем, если в соглашении будут учтены все факторы, которые негативно влияют на экономическую целесообразность концессии». Какие факторы надо учесть, он не уточнил.

Позиция аэропорта в том, что за последние годы государство вложило в разы больше в аэродром «Шереметьево», и в период концессии уже «Домодедово» предстоит вкладывать в аэродром больше – если компенсировать эти затраты только за счет тарифа с авиакомпаний, снизится конкурентоспособность «Домодедово», объяснил близкий к Минтрансу человек. «Домодедово» предлагало на выбор несколько компенсационных механизмов. Но Минтранс встретил их без энтузиазма. Представитель министерства на запрос «Ведомостей» не ответил.

Представитель «Внуково» на запрос не ответил. Председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев рассказывал «Ведомостям», что у аэропорта расчетный размер будущей надбавки к тарифу составляет 93–94 руб. за 1 т взлетной массы. Это означает рост расходов авиакомпаний примерно на 40 руб. на пассажира.

«Рост расходов не несет авиакомпаниям ничего хорошего, – говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. – Им бы следовало перекладывать рост расходов в стоимость билетов, но они этого себе не могут позволить: конкуренция на авиарынке зверская, даже небольшой рост тарифа грозит потерей трафика».

Пушкин для «Шереметьево», Николай II для Мурманска. Какие имена могут получить российские аэропорты