Нефть продолжает дешеветь на мировом рынке

Сдержать падение могут нестабильность в Персидском заливе и сделка ОПЕК+
Причина – рост запасов нефти на мировых рынках и снижение ожиданий по росту спроса
Причина – рост запасов нефти на мировых рынках и снижение ожиданий по росту спроса / Jon Nazca / REUTERS

Цены на нефть в пятницу продолжили падение – 1 барр. марки Brent подешевел на 1% до $53,82. Падение цен на нефть длится уже два месяца, с октября сырье подешевело на 37,6%. Одновременно с падением цен на нефть дешевеет российский рубль к евро и доллару: за неделю с 13 декабря – на 4%, следует из данных Московской биржи.

Причина – рост запасов нефти на мировых рынках и снижение ожиданий по росту спроса в 2019 г. из-за нестабильности мировой экономики.

Усиливается пессимизм по поводу перспектив мировой экономики в следующем году, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Многие опасаются замедления темпов роста развивающихся экономик и, как следствие, снижения темпов роста потребления нефти, считает эксперт.

ОПЕК уже предприняла словесные интервенции: министр нефти Ирака Тамер аль-Гадбан сообщил Bloomberg в воскресенье, что сделка ОПЕК+, направленная на сокращение добычи нефти в первой половине 2019 г., может быть продлена до конца года. В начале декабря Россия, Саудовская Аравия и еще несколько стран, входящих и не входящих в ОПЕК, договорились сократить добычу на 1,2 млн барр./сутки с января по июнь 2019 г. и пересмотреть сделку весной в случае изменения конъюнктуры. Россия согласилась снизить добычу начиная с 2019 г. на 228 000 барр./сутки. Аль-Гадбан согласился с позицией Саудовской Аравии о том, что сделка по сокращению добычи должна быть продлена.

Вербальные интервенции от ОПЕК+ и рост геополитической напряженности могли бы поддержать цены, считает Маринченко. В пятницу Иран предупредил о возможности перекрытия Ормузского пролива, через который транспортируется треть всей мировой добычи нефти, пишет The Associated Press. Таким образом Иран реагирует на выход США в мае 2018 г. из соглашения по иранской ядерной программе и возобновление санкций против Тегерана. Накануне авианосная ударная группа Военно-морских сил США прошла через Ормузский пролив и вошла в акваторию Персидского залива. Это первый за последние восемь месяцев заход американского авианосца в залив. Ормузский пролив – бутылочное горлышко (ширина – 54 км), через которое Персидский залив соединяется через Оманский залив и Аравийское море с Индийским океаном. Только через Ормузский пролив нефть на экспорт могут поставлять Бахрейн, Катар и Кувейт. Других выходов к морю у этих стран нет. Кроме того, через пролив идут танкеры из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирака.

«На рынке сейчас паника, но, думаю, цена на нефть не опустится ниже $50/барр. Трейдеры будут сопротивляться этому. Дальше динамика цены будет зависеть от статистики по производству и запасам в США, а также от выполнения условий сделки ОПЕК+», – рассуждает аналитик БКС Кирилл Таченников.

США с середины 2016 г. наращивают производство нефти – к началу осени 2018 г. оно выросло на 36% до 11,6 млн барр./сутки. США в 2018 г. обогнали по производству Россию и Саудовскую Аравию, свидетельствуют данные Международного энергетического агентства (МЭА).

В США еще возможен рост добычи нефти, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. Так, в Штатах рост добычи ограничен транспортной инфраструктурой от сланцевых месторождений к западным портам. Во второй половине 2019 г. транспортная проблема может быть решена.

«Мы считаем, что цены в следующем году вернутся в интервал $60–70/барр., когда рынок увидит, что страны ОПЕК+ серьезно подходят к выполнению достигнутого соглашения», – считает Маринченко. При этом рост спроса может оказаться действительно не таким высоким, как прогнозировали ОПЕК и МЭА раньше. Но с точки зрения фундаментальных факторов намного важнее, что будет происходить с темпами добычи сланцевой нефти и с соглашением ОПЕК+, рассуждает Маринченко.

То, что происходит с нефтью сейчас, имеет отношение не столько к нефтяном рынку, сколько к общей ситуации в глобальной экономике и на финансовых рынках, считает Танурков: «Вопрос в том, действительно ли мы входим в глобальную рецессию – и тогда падение фондового рынка только начинается и, в принципе, нефть в итоге легко может дойти до минимумов 2016 г. ($27/барр.). Если нет, то до каких пор будут продолжаться распродажи на фондовом рынке и рисковых активов в целом».

Причина – рост запасов нефти на мировых рынках и снижение ожиданий по росту спроса