Чиновники хотят оснащать новые грузовики специальными датчиками с 2024 года

Усиление контроля за весом и габаритом грузовиков приведет и к усилению нагрузки на бизнес, опасаются перевозчики
На перевозчиков надвигается новая мера контроля
На перевозчиков надвигается новая мера контроля / Виталий Невар / ТАСС

Чиновники придумали новую меру контроля за бизнесом: чтобы бороться с перевесом у грузовиков, они хотят оснащать их датчиками измерения осевой нагрузки. Законодательство, требующее ставить их на грузовики массой больше 3,5 т, будет подготовлено к 2024 г. Такое предложение содержится в паспорте нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Планируется, что паспорт будет утвержден правительством в понедельник, говорит представитель вице-премьера Максима Акимова.

До конца 2021 г. Минпромторг и Минтранс должны будут подготовить изменения в техрегламент Таможенного союза, которые запретят ввозить в Россию грузовики без таких датчиков, до конца 2023 г. изменения должны появиться и в российском техрегламенте, говорится в паспорте проекта («Ведомости» ознакомились с частью документа). После 2023 г. на новых автомобилях должны быть установленные производителем датчики, объясняет представитель Акимова, заставлять ставить их на старые машины не будут. Датчики на имеющиеся грузовики будут устанавливаться по желанию, уточняет человек, знающий об этом от федерального чиновника.

Нормативные акты об оснащении всех российских автомобилей массой свыше 3,5 т датчиками осевой нагрузки пока не прорабатываются, утверждают представители Минтранса и Росавтодора.

Власти начали создавать систему весогабаритного контроля с 2016 г., ее цель – сохранить качество дорог и снизить число аварий. На трассах в пилотных регионах были установлены автоматические весы, которые измеряют нагрузку на ось грузовика. Если норма превышена, перевозчик должен заплатить штраф – до 450 000 руб. Всего на федеральных трассах организовано 27 контрольных пунктов в 18 регионах, к 2024 г. их должно стать 387 на федеральных и региональных трассах в 75 регионах. Пилот в Вологодской области показал, что средний перегруз достигает 30%, сообщал Минтранс, а за год работы пунктов доля нарушителей сократилась с 40 до 4%. На федеральном уровне система весогабаритного контроля будет создана на основе государственно-частного партнерства и отдана в концессию. Претендует на проект «РТ-инвест транспортные системы» (принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест», которым владеют «Ростех» и Андрей Шипелов). В июне 2018 г. компания предложила правительству заключить концессию.

Регионы будут делать собственные концессии. Покупать датчики владельцы грузовиков смогут у любых производителей, никаких директив не будет, уверяет федеральный чиновник.

В России, по данным «Автостата» на 1 июля, было зарегистрировано 3,74 млн грузовиков. По европейской классификации грузовики от 3,5 до 12 т относятся к подкатегории N2, такие машины производят «Камаз», Iveco, Mercedes-Benz, Renault (Midlum) и др. Они, как правило, используются для перевозки на небольшие расстояния – например, из распределительного центра в точки продаж, рассказывает логист компании потребительского сектора.

Сейчас владельцы грузовиков редко устанавливают такие датчики, говорит гендиректор Infomost Борис Рыбак, оснастить ими машину стоит от нескольких десятков тысяч до сотен тысяч рублей. На западных машинах, перевозящих товары в Россию, такие датчики уже, как правило, есть. Специально дополнительные датчики не устанавливаем, на многих импортных транспортных средствах они входят в базовую комплектацию, подтверждает директор ГК «Деловые линии» по взаимодействию с отраслевыми и инфраструктурными организациями Александр Лашкевич, но касается это техники грузоподъемностью свыше 12 т. В новый модельный ряд грузовиков «Камаз» (К5) уже заложена установка датчиков по осевой нагрузке, говорит представитель автоконцерна. Чтобы избежать перегруза по осям, «Деловые линии» используют специальные калькуляторы погрузки, они позволяют распределить груз в полуприцепе так, чтобы исключить перегруз, рассказывает Лашкевич.

Введение весогабаритного контроля поможет сохранить дороги, но не ясно, зачем оснащать датчиками осевой нагрузки малотоннажную технику, проблемы с перегрузом по осям возникают у большегрузного транспорта, в итоге нагрузка на бизнес вырастет, а целесообразность меры пока оценить сложно, предупреждает Лашкевич. Датчики на малотоннажных грузовиках не нужны – проблемы с перевесом «возникают крайне редко из-за специфики перевозки имущества при переездах (компания на этом специализируется. – «Ведомости»)», объясняет гендиректор компании «Деликатный переезд» Аркадий Усачев.

От грузовиков массой до 12 т ущерб для дорог от перегруза существенно меньше, говорит Рыбак, но оснащение такими датчиками даже легких грузовиков – общемировая тенденция, можно загрузить грузовик 3,5 т и до 10 т. Такая система работает на дорогах многих стран, согласен директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

Может вырасти стоимость автомобиля и его эксплуатации, предупреждает Усачев. «Перевозки должны дешеветь, а с таким подходом они будут только дорожать, – считает начальник производственного отдела компании «Центр переезд» Александр Прокофьев (передал через представителя). – «Платон», «ЭРА-Глонасс» и другие системы реальной безопасности не принесут и качество дорог не улучшат. Возить меньше не станут. Дороги надо строить изначально нормально».