Почему братьям Запашным мешает Cirque du Soleil

Конфликт может быть связан с борьбой за рынок
У ООО «Цирк братьев Запашных» нет ни здания, ни постоянной труппы, из активов – только реквизит
У ООО «Цирк братьев Запашных» нет ни здания, ни постоянной труппы, из активов – только реквизит / Сергей Бобылев / ТАСС

«Страх – очень важная составляющая нашей профессии. Именно страх позволяет мне чувствовать те сантиметры, на которые я могу приблизиться к хищнику и, улыбаясь зрителю, ощущать, что происходит за спиной». Так описывал свои ощущения дрессировщик Эдгард Запашный в интервью Forbes. А 15 декабря он пожаловался Владимиру Путину на миллиардера Михаила Гуцериева, который якобы строит постоянную площадку для канадского Cirque du Soleil в Сколкове. И это, по его мнению, «негативно скажется не только на российском цирке, но и на российском спорте».

Гуцериев тоже не понаслышке знает, что такое «страх»: в 2007 г. на него было заведено уголовное дело, ему пришлось три года жить в Лондоне, а причину гонений позднее он объяснял «системным наговором». На этот раз Гуцериев молчать не стал и отреагировал эмоционально: назвал Запашного хамом, пообещав подать на него в суд «за клевету». Однако на месте Гуцериева мог быть любой другой бизнесмен, предложивший площадку Cirque du Soleil. Два года назад Общественный совет при Минкульте, в который входит брат Эдгарда Аскольд, уже предлагал законодательно ограничить деятельность иностранных цирков в России. Что не поделили Запашные с канадским цирком?

Цирк, политика и ГУП

Эдгард Запашный – одна из самых заметных фигур в российской цирковой среде, известный дрессировщик, представитель цирковой династии Запашных в четвертом поколении. В 2004 г. он вместе с братом Аскольдом и матерью Татьяной Запашной создал ООО «Цирк братьев Запашных» и развивает собственные шоу. В 2008 г. шоу «Цирк братьев Запашных» впервые прошло в Лужниках, а братьев стали называть «цирковыми революционерами», вышедшими за пределы привычного манежа.

Но Эдгард не только профессиональный циркач, но и политик. В феврале 2012 г. он стал доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Путина. Позднее он поддерживал позицию президента по Украине и Крыму, был доверенным лицом «Единой России» на думских выборах и доверенным лицом мэра Москвы Сергея Собянина.

В ноябре 2012 г., чуть больше чем через полгода после назначения доверенным лицом президента, Запашный возглавил Большой московский государственный цирк на проспекте Вернадского. Художественным руководителем цирка работает Аскольд Запашный, а заместителем директора – Татьяна Запашная. Именно как гендиректор Московского госцирка Эдгард участвовал в заседании Совета по культуре и искусству при президенте России, где и раскритиковал проект Гуцериева. Цирк на Вернадского – самый большой стационарный цирк в Европе, вмещающий 3300 зрителей.

Новая площадка для Cirque du Soleil будет в 2,5 раза больше – на 8500 мест. Она откроется в 2019 г. в концертном зале «Амфион», который строит группа «Сафмар» Михаила Гуцериева.

У Цирка на Вернадского есть собственное здание и труппа в 500 человек, представления на арене идут весь год. Цирк прибыльный – в 2017 г. заработал 87 млн руб. при выручке 1,1 млрд руб. Татьяна Запашная рассказала «Ведомостям», что артист в цирке получает примерно 4000–8000 руб. за номер, Запашные – 20 000–25 000 за три номера – с тиграми, лошадьми и как жонглеры.

Раньше цирк был ФГУПом и принадлежал Росимуществу. Но в конце 2017 г. его передали мэрии Москвы, так как цирк нуждается в масштабной реконструкции. «Крыша протекает. Мы боимся замыкания, особенно когда снег сходит... Уже дважды за последние два года заливало зрителя», – рассказывал в 2015 г. Запашный «Мосленте». По его оценкам, на реконструкцию потребуется от 4,5 млрд до 11 млрд руб. «Нас вызвали и сказали, что единственный способ провести реконструкцию цирка в ближайшее время – это переход к Москве» – так объясняла РБК Татьяна Запашная.

У ООО «Цирк братьев Запашных» нет ни здания, ни постоянной труппы, из активов – только реквизит

Цирк братьев Запашных

У ООО «Цирк братьев Запашных» нет ни здания, ни постоянной труппы, из активов – только реквизит. В штате не больше пяти человек (гендиректор – Татьяна Запашная, есть еще юрист и администратор). В среднем в создание одного шоу семья Запашных инвестирует $5–7 млн, билеты на него покупают от 100 000 до 200 000 человек.

Как сотрудник частной компании Запашный и Cirque du Soleil, на который он жаловался, находятся примерно в равных условиях – оба шоу работают несколько недель в году на арендованной площадке в Лужниках. «Цирк братьев Запашных» показывает масштабное шоу с дрессированными животными на новогодние праздники в Лужниках. Раньше у этого цирка не было своего помещения, и Запашные вынужденно работали в структуре государственного «Росгосцирка», чтобы у животных была крыша над головой, писал Forbes. Теперь эта проблема решена – животные (16 тигров, 4 лошади, 15 собак и 6 попугаев) переданы Большому московскому цирку и живут там весь год. Для шоу Запашных в Лужниках братья периодически берут их в аренду, дополняя их животными из «Росгосцирка» и от других подрядчиков, говорит Татьяна Запашная. Артисты и другой персонал шоу примерно на треть из Большого московского цирка, остальные – артисты «Росгосцирка» и спортсмены – всего в шоу занято от 200 до 300 человек.

За несколько недель на «Шоу братьев Запашных» продается около 200 000 билетов, говорит Татьяна Запашная. В прошлом году ООО «Цирк братьев Запашных» заработало 300 млн руб., а чистая прибыль составила 86 млн. «В отличие от Европы у нас высокий интерес к номерам с животными», – говорит Олег Иванов, бывший гендиректор ФГБУК «Роскультпроект» – это ведомство готовило стратегию развития «Росгосцирка».

А вот зарубежные гастроли у шоу Запашных не складываются. Татьяна Запашная объясняет это тем, что вывозить шоу было бы слишком дорого и невыгодно. «Прокатчики нам предлагают не больше 25 000–30 000 евро за шоу, а у нас в команде от 200 до 300 человек, это по 100 евро на человека – очень мало, а еще нужно кормить и содержать животных», – объясняет она. Cirque du Soleil, к примеру, гастролирует более компактным составом – 100–120 человек в труппе. Кроме этого цирки с животными запрещены в том или ином виде в нескольких десятках стран. Большой московский госцирк зарубежными гастролями тоже не избалован – всего цирк выезжает на 1–2 недели в год, отмечает Запашная.

Запашным приходится рассчитывать только на российский рынок, весь объем которого главный редактор журнала «ProЦирк» Андрей Гутник оценивает в 10 млрд руб.

По данным Росстата, цирки в прошлом году посетило 5,8 млн человек. Это очень мало. Для сравнения: театры за прошлый год посетило более 40 млн человек, музеи – 125 млн человек.

Госцирк без активов

Хотя Запашный в интервью телеканалу «Дождь» и утверждал, что Большой московский цирк не пользуется ни копейкой бюджетных средств, на деле это не совсем так. В 2013 г. цирк получил 300 млн руб. от Минкультуры на ремонт крыши, в 2016 г. – 295 млн руб. от мэрии Москвы на систему видеонаблюдения.

Впрочем, и вся отрасль сидит на дотациях государства. Сегодня государственная система финансирования цирков в России похожа на распределение денег между регионами. Доходы от представлений и бюджетные деньги идут в единый котел – «Росгосцирк», из которого потом покрываются убытки маленьких региональных цирков. «Так же работал и «Союзгосцирк»: столичные цирки – московские, Бакинский, Минский позволяли работать цирку, например, в Костроме», – говорит бывший директор «Росгосцирка» Вадим Гаглоев. При этом у цирков нет постоянно выступающей труппы, каждый цирк в год принимает по восемь шоу из других цирков, у таких перемещений есть единое расписание. Всего в «Росгосцирк» входят 36 стационарных цирков и 5 цирков-шапито.

В 90-е гг. из «Росгосцирка» вышли наиболее доходные московские цирки – Большой Московский цирк на проспекте Вернадского, которым сейчас руководит Запашный, Цирк на Цветном бульваре (с 1997 г. – Цирк Никулина, стал частным), Большой Санкт-Петербургский госцирк на Фонтанке и Казанский госцирк.

После распада СССР «Росгосцирк» как единая система снова заработал в 2007 г. – все государственные цирки с тех пор работают как единое юрлицо с общей выручкой. Государство выделяет «Росгосцирку» ежегодную субсидию: в прошлом году – 700 млн руб., в 2016 г. – 1,3 млрд. «Эти деньги делятся примерно поровну, половина идет на покрытие убытков, половина – на модернизацию, световое и звуковое оборудование», – говорит Гаглоев. По данным «СПАРК-Интерфакса», в прошлом году выручка «Росгосцирка» от продажи билетов и сдачи залов в аренду составила 2,6 млрд руб.

Спор за Лужники

Частные цирки в России – это в основном шапито и гастролирующие цирки. Единственное исключение – московский Цирк Никулина, который на постоянной основе арендует у Москвы здание на Цветном бульваре; сейчас это самый богатый частный цирк в России с выручкой 1 млрд руб.

Из зарубежных цирков самый крупный гастролер – Cirque du Soleil. В Россию его привозит компания ООО «Цирк дю Солей Рус», фактически это российский прокатчик шоу. «Мы бронируем шоу за год, это зависит от глобального расписания гастролей. От того, на сколько недель нам удается заполучить шоу, зависит и выручка. В прошлом году, например, мы получили его только на 4 недели, поэтому выручка так просела», – говорит Наталья Романова, директор ООО «Цирк дю Солей Рус». В 2017 г. выручка у компании действительно небольшая – чуть больше 300 млн руб. В структуре общей выручки Cirque du Soleil доля России совсем невелика – за 2016/17 г., по оценкам Moody’s, цирк заработал почти $800 млн.

«Запашный просто боится конкуренции, просто знает, что du Soleil имеет спрос, и не хочет, чтобы кто-то приезжал в Россию», – говорил Гуцериев в интервью радиостанции «Коммерсантъ-FM». Запашная с этим не согласна: «Если Cirque du Soleil приехал и отработал – мы против этого не возражаем. А так, чтобы постоянно – так давайте мы тогда откроем в Монреале филиал БМГЦ и будем там детей готовить. Вот представьте, приходит акробат, который держит колонну в номере, и говорит, что уходит в Cirque du Soleil, и весь номер садится на репетиционный период, номер в один день разваливается».

В Москве и «Цирк братьев Запашных», и Cirque du Soleil выступают в Лужниках – на малой спортивной арене и во дворце спорта «Лужники», – и тут интересы их сталкиваются. Татьяна Запашная рассказывает, что два года назад арендовать Лужники на новогодние праздники хотели оба цирка, но в итоге аренда досталась Запашным. Впрочем, Романова такого эпизода не припомнит.

Новая площадка для ООО «Цирк дю Солей Рус» откроется в следующем году в концертном зале «Амфион», который строит группа «Сафмар» Михаила Гуцериева. «Давно ходят слухи, что «Лужники» будут реконструировать, поэтому мы подыскиваем новую площадку, группа «Сафмар» запросила наши техтребования», – говорит Романова. Техтребования к залу у Cirque du Soleil запрашивала и ВТБ Арена – стадион «Динамо», и универсальный спортивный зал «Дружба», и конгресс-холл в Екатеринбург-Экспо. «Это происходит часто, потому что у нас высокие требования, если под них подстроиться, это потом, скорее всего, подойдет всем», – объясняет Романова.

Пока у «Сафмара» и Cirque du Soleil есть только соглашение о намерениях, которое может стать договором, если объект будет сдан в срок, говорит Романова. У Запашных запасного аэродрома нет. «Если закроют на реконструкцию – выступать на Новый год не будем», – разводит руками Запашная.

У ООО «Цирк братьев Запашных» нет ни здания, ни постоянной труппы, из активов – только реквизит