Власти США объявили о планах снять санкции c UC Rusal и En+
Фактически Дерипаска потеряет контроль над активамиУправление минфина США по контролю над иностранными активами (OFAC) объявило о планах снять санкции c En+, UC Rusal и ОАО «Евросибэнерго» Олега Дерипаски в течение 30 дней. Условием снятия санкций станет фактический отказ бизнесмена от контроля во всех этих компаниях.
Что будет с En+
Доля Дерипаски в En+, которая является контролирующим акционером второго по величине в мире производителя алюминия UC Rusal и владельцем крупных ГЭС в России «Евросибэнерго», будет снижена с почти 70% до 44,95%. В будущем у бизнесмена не будет права увеличивать свою долю. Блокирующий пакет должен быть передан структурам, никак не связанными с Дерипаской. Одним из возможных владельцев этих акций может стать ВТБ или другая финансовая структура, не попавшая в санкционный лист, уточняет OFAC.
Дальнейшее снижение пакета Дерипаски будет обеспечено в результате обмена доли Glencore в UC Rusal (8,75%) на долю в En+. Еще часть пакета бизнесмен должен будет передать на благотворительность. Никаких денег за все эти транзакции Дерипаска и его структуры получить не должны.
Какая в итоге доля в En+ останется у Дерипаски, OFAC не пишет. Но оно указывает, что голосовать Дерипаска сможет не более чем 35%.
Не будут голосовать своими пакетами и члены семьи бизнесмена. Это право они передадут «независимой третьей стороне». О ком идет речь, OFAC не сообщает. Но известно, что члены семьи бизнесмена на 1 января этого года владели 11,4% компании, в том числе 5,8% принадлежали жене Дерипаски Полине и 1,75% – его тестю Валентину Юмашеву.
Не будет голосовать своим пакетом и ВТБ. Он тоже передаст это право «независимой третьей стороне».
Также En+ обязалась сменить совет директоров. Из 12 человек в нем Дерипаска может номинировать лишь четырех, и они не смогут участвовать в работе комитетов по аудиту и вознаграждениям. Остальные восемь не должны быть связаны с ним ни профессиональными отношениями, ни семейными узами. Причем шесть из них должны быть гражданами США и Великобритании, имеющими богатый опыт управления бизнесом. OFAC уже ознакомилась со списком кандидатов в новый состав совета.
Что будет с UC Rusal и «Евросибэнерго»
UC Rusal и «Евросибэнерго» должны оставаться под контролем En+, пишет OFAC. Причем доля последней в металлургической компании в результате обмена доли Glencore вырастет с 48,1 до 56,88%. En+ сохранит за собой право назначать гендиректора компании. У Дерипаски останется 0,01% акций компании, которыми он владеет, минуя En+. Но дивиденды на этот пакет он получать не сможет – деньги будут направляться на заблокированный счет.
Перемены ждут и совет директоров компании. Его должен покинуть нынешний председатель Матиас Варниг. Это давний знакомый президента России Владимира Путина, бывший сотрудник главного разведуправления ГДР. Совет директоров металлургической компании он возглавил 6 лет назад. При этом Дерипаска не имеет права номинировать кандидатов в совет. Как и в случае c En+, OFAC уже ознакомилась со списком кандидатов в новый состав совета.
UC Rusal, «Евросибэнерго» и En+ также обязались предоставлять американскому ведомству полную информацию о своей деятельности. В числе прочего En+ будет передавать OFAC протоколы заседаний советов директоров.
Наконец, En+ и UC Rusal обязались не менять регистрацию с иностранной на российскую без одобрения новых составов советов директоров и уведомления OFAC. Обе компании интересовались возможностью переезда в недавно утвержденные внутренние российские офшоры. А совет директоров UC Rusal даже одобрил перерегистрацию компании на о. Русский на Дальнем Востоке.
В случае несоблюдения всех этих условий санкции будут возобновлены.
UC Rusal приветствует решение OFAC и продолжает работу, необходимую для возвращения компании в нормальный режим, сообщил представитель UC Rusal. Представитель En+ от комментариев отказался. Вечером в среду получить комментарий от представителя ВТБ о том, готов ли банк получить во владение пакет в En+ и передать третьим лицам право голоса по нему, не удалось. Представитель Glencore не стал комментировать возможность конвертации пакета компании в UC Rusal (8,75%) в долю в En+. Собеседник «Ведомостей», близкий к швейцарской компании, отмечал в октябре, что Glencore еще заинтересован в обмене акций, если на эту сделку будет санкция OFAC.
Представитель OFAC отказался говорить, по какой причине в список компаний Дерипаски, которые OFAC готов исключить из санкционного списка, не попала группа ГАЗ. «У нас нет дополнительной информации к тому, что опубликовано на сайте», – сказал он.
Оценка OFAС
6 апреля Дерипаска и восемь его активов, в том числе второй в мире производитель алюминия UC Rusal (3,9 млн т металла в 2017 г.), попали под санкции минфина США. Сделки с UC Rusal запрещены для резидентов США, а для неамериканских физических и юридических лиц несут угрозу вторичных санкций.
OFAC признает, что санкции 6 апреля оказались одними из самых действенных за всю его историю. Включение в санкционный список UC Rusal привело к резкому росту цен на металл. А структуры компании «в США, Ирландии, Швеции, Ямайке, Гвинее и других странах столкнулись с угрозой немедленного закрытия» без некоторого смягчения санкций, которое выразилось в регулярном переносе сроков начала их действия.
OFAC вновь повторило, что мишенью для санкций были не En+, UC Rusal и «Евросибэнерго», а сам Олег Дерипаска. Цель санкций – добиться потери бизнесменом контроля в этих компаниях. Был разработан план Грегори Баркера — председателя совета директоров En+. План предполагал снижение доли Олега Дерипаски в En+ ниже контрольной и отстранение его от управления компаниями.
Генеральный директор «УК — Спутник» Александр Лосев не удивлен, что сторонам удалось договориться об отмене санкций. «Вводить санкции против одного из крупнейших производителей алюминия было непродуманным решением, и американцы исправляют тактическую ошибку: из-за дисбаланса на рынке алюминия страдает экономика США». Первым сигналом близящегося компромисса были постоянные переносы сроков введения санкций, уверен Лосев.
США впервые снимают антироссийские санкции, удивлен партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин: «Ранее Канада сняла санкции с двух российских банков — Экспобанка и Росэнергобанка, но они в санкционных списках оказались по ошибке. Поэтому случай UC Rusal — исторический». Другие российские компании под санкциями вряд ли смогут повторить успех UC Rusal, уверен Панин, для этого надо иметь целый набор качеств: встроенность в производственные цепочки в странах с «правом голоса» (вмешательство Берлина и Парижа имело большое значение), принадлежность к числу крупнейших мировых компаний отдельно взятой индустрии и, видимо, огромный бюджет на юристов и лоббистов.