Импортеры предупредили о перебоях с поставками импортного алкоголя перед Новым годом
Не всем хватило акцизных марок из-за изменения системы учетаИмпортерам алкоголя недостает акцизных марок, а значит, они не могут ввезти необходимое количество спиртного в Россию, сообщил руководитель Союза импортеров алкогольной продукции Валерий Филатов.
Проблема связана с вводом обновленных образцов федеральных специальных марок и акцизных марок для перехода на помарочный учет алкоголя с 2019 г., объясняет Филатов. Сроки ввода новых марок несколько раз переносились, но пока Центральная акцизная таможня так и не начала принимать заявления от импортеров на новые марки, утверждает он. А прием заявлений на марки старого образца, по его данным, прекращен с октября. Некоторые импортеры сообщают о недопоставках алкоголя, констатирует Филатов.
Новые марки должны были появиться 1 октября, но еще не напечатаны, знает гендиректор Комитета производителей алкогольной продукции (Diageo, Bacardi, Brown-Forman и др.) Александр Романов. По его информации, были серьезные задержки с выдачей марок старого образца, в течение года Центральная акцизная таможня в какое-то время приостанавливала прием заявок на старые марки.
В такой ситуации, говорит Романов, импортер не может оформить и поставить алкоголь на российский рынок – проблема пришлась на пик предновогодних продаж, какие-то алкогольные позиции будут находиться в остром дефиците. Но большую часть ассортимента алкогольного импорта это не должно затронуть, надеется Романов.
Наибольшая доля импорта в алкоголе приходится на вино. В 2017 г. в страну было ввезено 24,4 млн декалитров вина, собственное производство – 32 млн декалитров, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) и Росстата.
Проблема с марками есть, подтверждает председатель совета директоров импортера алкоголя – группы компаний «МБГ-миллениум» Ирина Фомина. Сейчас марки не выдаются, сетует Андрей Голубков, представитель розничной сети «Азбука вкуса», которая сама занимается прямым импортом алкоголя.
«МБГ-миллениум», по словам Фоминой, из-за проблем с получением марок в течение всего 2018 года не смог выполнить 30% плана поставок в ноябре и декабре. Марок старого образца, которые компания заказала ранее, оказалось недостаточно. А с 1 октября, говорит Фомина, Центральная акцизная таможня полностью прекратила прием заявлений на марки.
Представитель Центральной акцизной таможни заявил в пятницу, что проблем при получении импортерами марок не видит: по его информации, сейчас можно получить марки старого образца. Также, продолжает он, можно подавать заявления и на новые марки, их импортеры получат уже в 2019 г., после подписания контракта между ФТС и Гознаком. C 15 декабря импортеры смогут заказывать марки в автоматическом режиме через специальную программу, напоминает он.
Гознак готов к производству и поставке акцизных марок после получения заявок от ФТС, контракт с ФТС об этом заключен 14 декабря, сообщил представитель Гознака в воскресенье. В ФТС и Центральной акцизной таможне в воскресенье на звонки не ответили.
На текущий момент еще не все старые марки выданы импортерам, процесс идет медленно и есть информация, что не все заявления будут обеспечены марками, продолжает Фомина: образовался дефицит марок в пиковый период продаж – ноябре и декабре.
Переход на новые марки не был должным образом подготовлен, констатирует Филатов: у импортеров алкоголя пока нет программного обеспечения для заказа новых марок.
Фомина надеется, что программное обеспечение, чтобы можно было заказать новые марки, вскоре появится, но новые марки импортеры начнут получать не ранее конца января 2019 г. До этого времени импортеры будут испытывать трудности с поставками импортного алкоголя, предупреждает она.
А по оценке Филатова, импортеры смогут получить новые марки не раньше марта: с подачи заявления до получения марки проходит не менее 90 дней.
Чиновники обещали информировать участников рынка после 15 декабря по поводу возобновления выдачи марок, говорит Голубков из «Азбуки вкуса». У ритейлера есть запас алкоголя на Новый год, но более сложная ситуация может сложиться в конце января – начале февраля, предсказывает он: «В таком случае планируем обращаться к локальным поставщикам». К вечеру воскресенья новой информации о марках не появилось.