УГМК законсервирует пострадавший от пожара завод «Электроцинк»
Закрыть крупнейшее предприятие Северной Осетии требовали местные жителиВладикавказский «Электроцинк», принадлежащий Уральской горно-металлургической компании (УГМК) и пострадавший от пожара в октябре, полностью прекратит свою деятельность, рассказал «Ведомостям» представитель УГМК. «Принято решение завод законсервировать: оборудование и промышленная площадка будут закрыты», – сообщил он.
В четверг глава Северной Осетии Вячеслав Битаров сообщил, что во время командировки в Москву встретился с президентом УГМК Искандаром Махмудовым, говорится в сообщении пресс-службы регионального правительства. Они договорились, что после Нового года во Владикавказ приедут специалисты, которые примут решение о дальнейших вариантах использования завода, утверждается там же. «В ведении УГМК есть различные производства, в том числе машиностроение. Как у руководителя республики у меня есть желание, чтобы компания здесь создала сборочное производство», – отметил Битаров.
«Электроцинк» начал работу во Владикавказе еще в 1904 г., став первым в России производителем цинка. Сейчас это крупнейшее промышленное предприятие Северной Осетии и одно из двух предприятий в России, которое производит цинк (второе – Челябинский цинковый завод, также принадлежит УГМК). На двух площадках УГМК произвела в 2017 г. 260 000 т цинка, большую часть (около 191 000 т) компания получила в Челябинске. Таким образом, производство цинка в России может упасть на 69 000 т.
Восстанавливать и увеличивать производство на «Электроцинке» до прежних уровней УГМК не будет, отметил представитель компании. К дефициту цинка это не приведет, знает собеседник «Ведомостей», близкий к УГМК: в Казахстане производится около 300 000 т цинка в год, российские покупатели могут компенсировать выпадающие поставки за счет импорта. В 2017 г. Россия импортировала 28 482 т цинка. В первом полугодии 2018 г. импорт цинка в Россию был около 15 000 т, следует из аналитики УГМК. Доля России в общемировом производстве цинка в 2017 г. не превышала 2%.
Больше всего цинка в России потребляют производители оцинкованного проката (67% общего потребления). Мощности по цинкованию есть у крупнейших российских сталелитейных компаний — НЛМК, «Северстали» и ММК. Последний не покупал цинк у «Электроцинка», сообщил представитель компании. «Северсталь» закупает цинк у нескольких российских предприятий, но «Электроцинка» в числе партнеров нет, рассказал представитель компании. Их коллега из НЛМК не ответил на вопрос.
Металл «Электроцинка» преимущественно направлялся на экспорт, говорит директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. «При этом завод работал на грани рентабельности, а руду на него приходилось доставлять через всю страну», — напоминает он. Восстановление мощностей после пожара было бы слишком долгим и затратным для компании, считает эксперт. Челябинский цинковый завод способен обеспечить потребности российской промышленности в этом металле, считает Худалов: «К тому же качество металла на челябинском активе компании в разы выше, чем было на "Электроцинке"». Потери для рынка от остановки завода будут незаметны, заключает он. Единственное, что может произойти после закрытия мощностей во Владикавказе, — незначительное снижение экспорта, уверен начальник аналитического отдела BCS Global Markets Кирилл Чуйко. В остальном, никакого влияния на рынок это не окажет, согласен он с коллегой из АКРА.
Пожар и протесты
«Электроцинк» уже много лет был предметом споров внутри республики. Местные активисты еще до пожара обвиняли предприятие в превышении норм загрязнений воздуха. После пожара несколько жителей Владикавказа обратились за медицинской помощью с жалобами на удушье, а позже прошел стихийный митинг с требованием закрыть «Электроцинк». За это выступил даже мэр Владикавказа, назвав завод «убийцей нашего здоровья, нашего будущего». На Change.org была размещена петиция с требованием закрыть «Электроцинк», на момент публикации материала ее подписали 27 648 человек. УГМК все обвинения отвергала.