«Ростех» позаботится об увеличении налета лайнеров SSJ100

Двигатели самолетов часто ломаются, но теперь в России создается их резервный пул
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Входящая в «Ростех» Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) приступила к созданию российского пула подменных двигателей для самолетов SSJ100, передал «Ведомостям» через пресс-службу заместитель гендиректора Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) Антон Королев. Последняя – один из крупнейших владельцев SSJ100. Ей принадлежит 36 SSJ100 и еще восемь заказано. Крупнейший эксплуатант SSJ100 – «Аэрофлот». У него в лизинге 50 таких судов.

Двигатели для SSJ100 быстро выходят из строя, рассказывали «Ведомостям» сотрудники нескольких лизинговых и авиакомпаний, покупающих и эксплуатирующих эти самолеты. Их ремонт отнимает много времени, из-за чего лайнеры подолгу стоят на земле. Средний налет SSJ100 в России в 2017 г. составил всего 3,3 ч в сутки.

Двигатели SaM146 производит СП ОДК и французской Safran – компания PowerJet. Производитель самого лайнера – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) – входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), 92,3% акций которой государство передает «Ростеху».

«Вопрос обсуждался с ОДК, Safran и PowerJet при участии представителей Минпромторга. В итоге ОДК уже сформировала пул из 11 двигателей, к концу года будет 15, за январь их количество вырастет до 22», – продолжает Королев. Создается специальный пул для России, подтверждает представитель PowerJet, ОДК соберет в нем 22 двигателя.

Российский пул появился только месяц назад. Первой соглашение с ОДК заключила авиакомпания «Азимут», которой были сданы в аренду три двигателя взамен вышедших из строя, говорит близкий к перевозчику человек.

Двигателям для SSJ100 может потребоваться капремонт после 2000–4000 ч работы, а иногда уже после 1000 вместо заявленных производителем 7500–8000 ч, рассказывали менеджеры российских авиакомпаний и лизинговых компаний. SaM146 разработан специально для SSJ100 и больше ни в каких самолетах не используется. Поломки возникают в «горячей» части двигателей, за которую отвечает Safran, – в камерах сгорания и маслосборниках появляются трещины. Ремонт длится минимум 60 дней, все это время самолеты не летают, так как подменных двигателей для них не было, рассказывали собеседники «Ведомостей».

Каталожная цена одного SaM146 – примерно $6 млн. При крупном заказе скидка может достигать 30%. К таким, безусловно, относится формируемый ОДК пул. Плюс часть двигателей для пула обеспечила ГСС, которой двигатели обходятся еще дешевле, говорит человек, участвовавший в переговорах о создании пула. Таким образом, на 22 двигателя ОДК может потратить около $80 млн.

Александр Рубцов
президент ГСС

«Мы вынуждены были снять двигатели с наших самолетов – буквально с конвейера – и предложить их в пул [подменных двигателей]»

Сформировать пул удалось в первую очередь благодаря корректировке производственной программы PowerJet и ГСС на 2018 г., рассказала представитель Минпромторга Залина Корнилова. PowerJet должна была поставить ГСС в этом году 62 двигателя, говорит представитель франко-российского СП. ГСС согласилась на снижение поставок до 58 штук, четыре двигателя направлено в подменный пул, продолжает он. Производство SSJ100 в этом году, таким образом, будет несколько ниже планов, признает близкий к ОАК человек.

У PowerJet есть и собственный пул подменных двигателей во Франции. За два года он увеличен с 4 до 23 штук, говорит представитель компании.

PowerJet предлагала эти двигатели российским авиакомпаниям по $4500–5000 за штуку в сутки ($135 000–150 000 в месяц), рассказали топ-менеджер авиакомпании – эксплуатанта SSJ100 и человек, знающий об этом от участников встреч в Минпромторге. Эта сумма чуть меньше ставки лизинговых платежей за сам SSJ100. «Аэрофлот» платит за лизинг всего самолета SSJ100 примерно $180 000–190 000 в месяц, региональные авиакомпании платят ГТЛК 11–15 млн руб. в месяц ($164 000–224 000 по текущему курсу). Замминистра промышленности Олег Бочаров называл предложение PowerJet неприемлемым. ОДК просит за двигатели порядка $1500 в сутки, продолжают собеседники «Ведомостей». Представитель PowerJet цены не комментирует.

$6 млн

Такая каталожная цена двигателей SaM146, которыми комплектуются SSJ100

Впрочем, даже дорогих подменных двигателей от PowerJet не хватало. Большую их часть использует крупнейший иностранный эксплуатант SSJ100 с 22 судами в парке – мексиканская Interjet, знает менеджер лизинговой компании.

«Предложение от ОДК по двигателям уже намного лучше. Раньше, по сути, не было ничего, – говорит топ-менеджер авиакомпании – эксплуатанта SSJ100. – Этот пул может закрыть потребности российских авиакомпаний». «$45 000 в месяц за двигатель – это нормальная рыночная цена, – считает топ-менеджер другого эксплуатанта SSJ100. – В любом случае это лучше, чем длительный простой самолета».

«Чтобы закрыть все риски российских авиакомпаний, необходимо 22–30 резервных двигателей, – говорит Королев. – Это при условии, что PowerJet разработает в двухмесячный срок, как обещает, программу устранения дефектов без транспортировки двигателя на завод. Это позволит сократить сроки ремонта двигателей с 60 до 2–3 дней».

«В дополнение к новому пулу запасных двигателей PowerJet построила в России специализированный склад запасных частей и повышает пропускную способность ремонтных центров во Франции и России», – говорит Корнилова из Минпромторга.

У «Аэрофлота» проблем с заменой двигателей нет. Специально для него, как крупного клиента, Safran держит в «Шереметьево» 18 запасных моторов, рассказали человек, близкий к ГСС, и менеджер лизинговой компании.

Представители ОДК и эксплуатирующих SSJ100 российских авиакомпаний – «Азимута», «Ираэро», «Ямала» и «Якутии» – от комментариев отказались или не ответили на запросы «Ведомостей».