«Роснефть» возобновила продажи топлива на бирже

С прошлого понедельника компания проводила только адресные сделки
Максим Стулов / Ведомости

Госкомпания «Роснефть» во вторник возобновила торги на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), рассказали «Ведомостям» два участника торгов. Представитель биржи не ответил на вопросы «Ведомостей», а представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев прокомментировал ситуацию так: «А «Роснефть» никогда и не уходила с биржи».

«Роснефть» два дня, 15 и 16 ноября, не продавала моторного топлива на бирже, рассказывали «Ведомостям» участники торгов, это подтверждал и представитель «Роснефти». С 19 ноября госкомпания начала проводить только адресные сделки. А когда 27 ноября компания возобновила свободную продажу, через биржу было продано на 31% больше Аи-92 (15 120 т), на 51% больше Аи-95 (6060 т) и почти в 2 раза (8645 т) больше зимнего дизтоплива, чем в среднем продавалось на прошлой неделе, по данным СПбМТСБ. Оптовая цена 1 т Аи-92 теперь 47 654 руб., на 0,95% меньше, чем неделю назад, 1 т Аи-95 – 50 626 руб., на 0,86% меньше, а вот зимнее дизельное топливо подорожало на 0,46%, и теперь 1 т стоит 56 970 руб.

Основная претензия «Роснефти» к бирже была в том, что некоторые участники торгов завышали стоимость топлива за счет нерыночных сделок. «На бирже рынка нет, он разрушен, деформирован», – сетовал Леонтьев.

В понедельник, 26 ноября, «Роснефть» согласилась на предложения СПбМТСБ изменить правила торгов на бирже. В частности, биржа намерена ограничить круг допущенных к торгам компаний. Если раньше можно было заплатить 100 000 руб. в год и получить статус «посетитель торгов», то теперь минимальная плата за право торговать нефтепродуктами составит 3 млн руб. в год.

Один из участников торгов на СПбМТСБ говорит, что статус «посетитель торгов» покупали компании-прослойки, которые перепродавали друг другу топливо, чтобы увеличить его стоимость, после чего сбывали купленный товар там же, на бирже.

«Роснефть» и СПбМТСБ договорились увеличить обеспечение для проведения сделок с топливом через биржу. Трейдер теперь должен вносить 15% от суммы покупки (раньше было 5%), это ограничивает возможность спекулятивных сделок, уверен собеседник «Ведомостей».

Еще рассматривается возможность увеличить штрафы за пустые заявки, которые не привели к сделке, – это борьба с роботами, которые выставляют сразу несколько лотов, говорит собеседник «Ведомостей». Увеличение обеспечения вместе с перспективными штрафами делают торговлю безумно дорогой, отмечает он.

«Меры направлены на то, чтобы сокращать избыточность спекулятивной активности, – объяснял президент СПбМТСБ Алексей Рыбников. – Это среднесрочные меры, совет секции их поддержал. На совете директоров в начале декабря они будут рассмотрены, потом будут направлены в ЦБ. Будем Центробанк просить утвердить их, чтобы с нового года они заработали». «Предложения нормальные, направленные на искоренение спекулянтов, рынок санируется от трейдеров и перейдет к конечным потребителям», – говорит один из потребителей.

«Роснефть» – крупнейшая в мире по запасам публичная компания, крупнейший в России производитель бензина и дизельного топлива и ключевой продавец топлива на бирже. На «Роснефть» приходится 36,4% предложения. С начала ноября, по расчетам «Ведомостей», компания продала через биржу 6,5% месячного производства автобензина и 2,5% производства дизельного топлива.