Министр транспорта попросил Медведева не поднимать НДС на внутренние авиаперевозки

Авиакомпании потеряют сотни миллионов пассажиров, а бюджет – свыше 100 млрд рублей
Повышение НДС на внутренние рейсы приведет к росту цен на билеты и существенному сокращению прироста пассажиропотока
Повышение НДС на внутренние рейсы приведет к росту цен на билеты и существенному сокращению прироста пассажиропотока / Интерпресс / ТАСС

Министр транспорта Евгений Дитрих попросил премьер-министра Дмитрия Медведева не поднимать НДС на внутренние перелеты через Москву с 10 до 20%. Авиакомпании потеряют сотни миллионов пассажиров, а бюджет – свыше 100 млрд руб.

Предлагаемое Минфином повышение НДС на внутренние перелеты через Москву до 20% и сохранение ставки для региональных рейсов минуя столицу на уровне 10% неэффективно с бюджетной точки зрения и будет иметь ярко выраженное долгосрочное негативное влияние на развитие авиаотрасли. Об этом говорится в письме министра транспорта Евгения Дитриха премьер-министру Дмитрию Медведеву от 16 октября. «Ведомости» ознакомились с копией документа, его подлинность подтвердили два человека, знающих о нем от федеральных чиновников.

Для международных перелетов, а также в Калининград, Симферополь и на Дальний Восток НДС обнулен. На всех остальных внутренних рейсах с 2015 до конца 2020 г. установлена льготная ставка 10%. Чтобы стимулировать развитие каботажных рейсов минуя Москву, Минтранс и Минэкономразвития предлагают обнулить НДС на все региональные рейсы. Еще весной Минфин был согласен, но только с условием повышения налога на московские рейсы до 20%.

Теперь Минфин, следует из письма Дитриха, вместо варианта НДС 20/0% (для московских и региональных рейсов) предлагает ранее не обсуждавшийся жесткий вариант 20/10%. Это сократит самый экономически рентабельный трафик на московском направлении и не создаст реальных стимулов роста для регионального пассажиропотока, пишет Дитрих.

Минтранс считает, что для стимулирования авиаперевозок следует сохранить льготную ставку 10% для московских рейсов, а для региональных обнулить ее уже с 2019 г., пишет Дитрих. В этом случае в следующие 12 лет (2019–2030) авиакомпании на внутренних линиях перевезут дополнительно 211 млн пассажиров по сравнению с вариантом НДС от Минфина, а поступления дополнительных налогов от роста авиаотрасли и смежных отраслей за минусом недополученного НДС составят 650 млрд руб. Это также обеспечит снижение цен на билеты. В обоснование своей позиции Дитрих предоставил Медведеву исследование Высшей школы экономики.

Если принять вариант НДС Минфина, то внутренние перевозки к 2030 г. вырастут всего вдвое по сравнению с 2017 г. до 125,1 млн человек, а доля региональных рейсов по-прежнему будет составлять 25%. Если же следовать предложению Минтранса, то внутренний трафик вырастет до 189,3 млн человек, а доля региональных рейсов вырастет до 32%, говорится в исследовании Высшей школы экономики.

Рост авиаперевозок приведет к росту прибыли авиакомпаний, к созданию в авиакомпаниях и смежных отраслях (аэропорты, авиастроение, техобслуживание, лизинг) до 2030 г. 62 000 новых рабочих мест, сказано в исследовании, и добавит ВВП за 12 лет дополнительно 6,3 трлн руб. Бюджет и внебюджетные фонды дополнительно получат 112 млрд руб.

«Повышение НДС на перевозки из Москвы с 10 до 20% вызовет рост тарифов на 10% и скорее всего сокращение объемов всего рынка авиаперевозок», – прогнозирует президент «Utair – пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. «НДС является косвенным налогом, который перекладывается на потребителя. Рост ставки повлечет за собой повышение стоимости авиабилетов на московских рейсах и приведет в том числе к снижению пассажиропотока в региональных аэропортах», – говорит представитель S7 Анна Бажина. При текущей стоимости топлива (выросла на 40% за прошедший год, сейчас до 30% в операционных расходах авиакомпаний приходится на топливо) повышение НДС на перевозки повлечет за собой существенные потери для отрасли, добавила Бажина.

За девять месяцев 2018 г. российские авиакомпании, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, получили на внутренних линиях 34 млрд руб. операционного убытка. Положение отрасли облегчает прибыльность международных перелетов – плюс 15 млрд руб. за тот же период.

«Наша позиция – сохранение ставки в 10% на рейсы через Москву и обнуление НДС на рейсы минуя столицу. Мы согласовали законопроект, подготовленный Минфином на эту тему исходя из нашей позиции», – говорит представитель Минтранса. Минэкономразвития также согласовало законопроект с этими параметрами, сказал представитель министерства.

Представители «Аэрофлота», Минфина и пресс-служба правительства на запросы «Ведомостей» не ответили.

Повышение НДС на внутренние рейсы приведет к росту цен на билеты и существенному сокращению прироста пассажиропотока