«Новатэк» закончил строительство «Ямал СПГ»
Компания на год раньше плана запустила третью технологическую линию заводаВ четверг, 22 ноября, «Новатэк» сообщил о завершении строительства третьей очереди «Ямал СПГ». Новый завод произвел первый СПГ в режиме пусконаладочных работ.
«Мы не только добились соблюдения запланированного бюджета, но и запустили третью очередь c опережением первоначального графика более чем на год. Этот факт не имеет аналогов в отрасли, известной частым превышением бюджетов и задержками реализации проектов», – заявил предправления «Новатэка» Леонид Михельсон (цитата по сообщению компании).
Третья технологическая линия «Ямал СПГ» – последняя из запланированных в начальном проекте. По завершении пусковых работ весь завод достигнет проектной мощности в 16,5 млн т в год.
Инвестиционное решение о строительстве завода СПГ стоимостью $27 млрд на базе месторождений полуострова Ямал было принято в 2013 г. Опыт первой и второй технологических линий показывает, что от начала пусконаладочных работ до промышленного производства и первой отгрузки СПГ у «Новатэка» проходит не более месяца.
Досрочное начало производства на второй и предположительно третьей линии «Ямал СПГ» позволит произвести дополнительно около 8 млн т сжиженного газа, говорил летом Михельсон. Продажа такого количества СПГ может принести компании около $4 млрд дополнительной выручки, или более $2 млрд дополнительного операционного денежного потока, считал директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко.
Фактическая мощность «Ямал СПГ» (а значит, и денежный поток) может оказаться выше заявленной, говорил Михельсон. Это объясняется в том числе климатическими особенностями региона: эффективность работы установок сжижения на Крайнем Севере оказалась выше проектной.
Досрочный ввод третьей линии «Ямал СПГ» создал некоторые сложности с вывозом СПГ, так как оставшиеся пять танкеров класса Arc7 будут сданы ближе к концу следующего года, напоминает аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Александр Собко. Компания договорилась о перевалке СПГ с судов арктического класса на традиционные газовозы в Норвегии, такая схема будет использоваться до создания полноценного перевалочного комплекса в Мурманске, напоминает он. В 2019 г. для отгрузки 16,5 млн т СПГ – а это порядка 230 партий – «Новатэку» потребуется минимум 30 танкеров, подсчитала директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. Флот газовозов класса Arc7 к концу года будет составлять всего 8 судов из 15 заказанных, чтобы вывезти из Сабетты этот объем сжиженного газа, компании придется активно привлекать суда с меньшим ледовым классом, но, судя по практике перевозок в 2018 г., это не станет проблемой, полагает Белова.
В декабре 2017 г. стало известно, что «Ямал СПГ» дополнит четвертая технологическая линия мощностью около 900 000 т СПГ в год. На ней «Новатэк» планирует обкатать собственную технологию сжижения газа под названием «Арктический каскад». «Ямал СПГ» формально остается единственным СПГ-проектом «Новатэка». Вторым может стать «Арктик СПГ – 2» на базе Утреннего месторождения (Гыдан). Менеджмент «Новатэка» говорил о плане к 2030 г. довести производство СПГ до 57–58 млн т в год.
Досрочный запуск проекта – и в рамках бюджета – положительно скажется на привлечении партнеров в новый проект («Арктик СПГ – 2»), это демонстрирует возможности компании по организации всех процессов, говорит Собко: «В то же время новый проект не дублирует «Ямал СПГ», а существенно отличается от него – и по технологии сжижения, и в связи с использованием гравитационных платформ. Как ожидается, это принесет экономию на капитальных затратах до 30%».