Крупнейший акционер Petropavlovsk будет бороться с космическим мусором
Венчурный фонд Кенеса Ракишева дал денег на космические дозаправщикиКрупнейший акционер (22,4%) золотодобывающей компании Petropavlovsk Кенес Ракишев инвестировал в создание беспилотных дозаправщиков Space Drone, сообщил представитель бизнесмена. Инвестиции в размере $6–8 млн были проведены через венчурный фонд Ракишева Singulariteam. Разработкой дронов-дозаправщиков занимается израильская Effective Space, в которой фонду казахского бизнесмена принадлежит 30%.
Цель проекта – продлить срок службы спутников на орбите Земли. Вывод на орбиту Space Drone запланирован в 2020 г., рассказывает представитель Ракишева. У спутников, которые работают на орбите, сейчас двигатели малой тяги, их недостаток – короткий срок службы. Запаса топлива хватает на 15 лет, после чего спутник превращается в космический мусор. Беспилотные дозаправщики Space Drone позволят пополнять запасы топлива и, следовательно, продлить срок службы спутников. Дозаправщик обойдется в 30–50 раз дешевле, чем вывод на орбиту нового спутника, предполагает представитель бизнесмена.
По подсчетам Европейского космического агентства, на околоземной орбите находится не менее 750 000 обломков размером не менее сантиметра, каждый из них представляет реальную угрозу для орбитальных аппаратов.
Singularyteam зарегистрирован в Израиле в 2013 г. Кенесом Ракишевым и Моше Хогегом для инвестиций в высокотехнологичные стартапы. Фонд инвестировал в более 50 проектов в области искусственного интеллекта, робототехники, телекоммуникаций, нанотехнологий, энергетики, рассказал Ракишев через представителя. «Фонд инвестирует в основном в компании в Израиле и США. Фонд довел до стадии промышленной разработки или коммерческого внедрения многие стартапы, которые теперь используются компаниями Gett, Snapchat, AID Partners», – передает представитель слова бизнесмена.
Ракишев подчеркнул, что фонд Singulariteam не связан с Petropavlovsk, но если золотодобывающей компании понадобится экспертиза в этой области, то фонд готов делиться опытом.
Фонд уже инвестировал $2 млн в производство боевых роботов израильской компанией General Robotics.
Идея ремонтировать спутники на орбите существует давно, но до сих пор она не стала полноценным бизнесом и не получила реального практического применения, осталась лишь хорошим «упражнением для мозга», подчеркивает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. Пока единственный пример успешно отремонтированного на орбите спутника – это американский телескоп «Хаббл». США уже четыре раза вылетали к спутнику на шаттле, каждый полет стоил примерно $1 млрд, рассказывает эксперт. Это были серьезные ремонты, требовавшие присутствия специалистов.
Самые дорогие спутники – это те, которые располагаются на геостационарной орбите. Это спутники связи, стоимость которых – сотни миллионов долларов. Срок их жизни – 15 лет. Однако основная проблема этих спутников не в том, что топливо заканчивается, а в том, что технологии связи на Земле за 15 лет настолько меняются, что спутник перестает быть технологически эффективным, поясняет Ионин.
Окончание жизни спутника не связано напрямую с проблемой космического мусора, отмечает он. «К тому же не имеет никакого смысла дозаправлять устаревший или вышедший из строя спутник. Проще вывести его на ту орбиту, где он не будет никому мешать, или же в твердые слои атмосферы, чтобы он сгорел», – продолжает Ионин.
Гораздо важнее разрабатывать технологии тяжелого ремонта и модернизации спутников на орбите, чтобы приводить их в соответствие с современными техническими нормами. Однако для начала сами спутники должны создаваться с учетом такой возможности. Современные спутники не предполагают возможности модернизации, говорит он.
«Космическая тема сегодня очень популярна у бизнеса, во многом силами Илона Маска. Однако государственные инвестиции в эту сферу традиционно превышают частные на 30-40%», – заключает Ионин.