Цены на топливо не будут расти до февраля
Владельцы независимых АЗС условиями замораживания цен недовольны и готовы к забастовкам«Цены на топливо в настоящее время стабилизированы, – сказал на совещании у президента Владимира Путина зампред правительства Дмитрий Козак. – И они будут такими сохраняться с учетом инфляции до конца марта [2019 г.]». 7–10 ноября все нефтяные компании подписали соглашения с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Минэнерго о сдерживании цен на топливо как на оптовом рынке, так и на заправках, сообщил Козак.
Впрочем, топливо в будущем году подорожает в любом случае, предупредил чиновник: произойдет это в связи с повышением НДС на 2 процентных пункта – с 18 до 20%. «Поэтому [со следующего года] на 1,7% цены на оптовом рынке на нефтепродукты вырастут, а с 1 февраля [цены будут расти] равными долями в пределах инфляции, которая предусмотрена законом о бюджете, помесячно», – предсказал Козак.
Две недели назад премьер Дмитрий Медведев потребовал от правительства и нефтяных компаний не допускать роста цен на бензин и дизель – иначе, грозил он, будут введены запретительные экспортные пошлины на топливо. 31 октября на экстренном совещании в правительстве нефтяники согласились сдерживать цены и должны были подписать соответствующие соглашения с Минэнерго и ФАС, чтобы формализовать свое согласие.
Соглашение нефтяников с ФАС и Минэнерго не сильно отличается от мер, предусмотренных в протоколе совещания Козака с нефтяниками от 31 октября, говорит сотрудник одной из нефтяных компаний. «Подписанные соглашения фиксируют положения протокола», – прокомментировал представитель Козака. Правительство и нефтяники договорились, что с 1 ноября оптовые цены и цены на АЗС замораживаются, рассказывал президенту Козак, а с 10 ноября нефтяные компании обязались поставлять на биржу и на мелкооптовый рынок на 3% больше нефтепродуктов, чем в соответствующем месяце прошлого года.
В протоколе также были установлены предельные цены на топливо в мелкорозничной торговле для каждого региона, на нефтяные компании распространилась круговая порука за срыв договоренностей и иммунитет от претензий налоговой и антимонопольной служб за сдерживание цен. К протоколу прилагался прейскурант со средними оптовыми ценами на нефтепродукты для каждого федерального округа и каждого региона.
Средняя цена Аи-92 по России до января 2019 г. согласно протоколу не должна превысить 53 501 руб. за 1 т, Аи-95 – 56 649 руб., дизельного топлива – 51 201 руб. Это означает, что 1 л топлива должен стоить на оптовом рынке не дороже 39,86, 42,77 и 43,11 руб. соответственно. Исходя из средних цен на заправках, которые публикует «Интерфакс» по данным ЦДУ ТЭК, средняя маржа АЗС в России в ноябре с 1 л Аи-92 составит 2,86 руб., Аи-95 – 3,06 руб., дизельного топлива – 2,36 руб. Правительство пообещало проверки тем независимым АЗС, которые повысят розничные цены выше 4% от установленных мелкооптовых цен.
Договоренности действуют с 1 ноября, но за прошлую неделю мало что изменилось на топливном рынке, сетует топ-менеджер одной из независимых сетей АЗС. «Вертикально-интегрированные нефтяные компании по-прежнему выставляют высокие цены для мелкооптовых покупателей, в части регионов не хватает топлива из-за отгрузок на внешние рынки», – говорит он. Впрочем, цены на топливо на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже с начала ноября снизились на 2–4%.
Рост оптовых цен на топливо в условиях замораживания розничных привел к тому, что абсолютно все заправки – как независимые, так и входящие в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний – стали работать в убыток, говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Не исправит ситуацию и соблюдение нынешних договоренностей. Установленного сейчас правительством предельного уровня рентабельности независимых АЗС в 4% «хватит только на то, чтобы доставить топливо до АЗС и оплатить банкам эквайринг». Баженов говорит о необходимости начать разработку и проведение комплексной реформы российского топливного рынка. Иначе он прогнозирует забастовку независимых АЗС по всей стране. На них приходится около 40% реализации топлива, или 27,2 млн т. «Ведь вряд ли люди позволят уничтожить свой бизнес без боя, – говорит Баженов. – Сегодня мы сдерживаем эту волну негатива, но, если ситуация не изменится в ближайшее время, мы будем не в силах ее удержать».
Союз, по словам Баженова, уже фиксирует рост забастовочных тенденций в секторе независимой розницы. К примеру, Приморский топливный союз попытался организовать стачку с 14 по 16 ноября, но получил предупреждение со стороны силовых структур об ответственности за нарушение условий проведения митингов, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и два сотрудника независимых АЗС. Связаться с представителем этого союза в понедельник вечером не удалось.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отказался от комментариев. Представители «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Газпром нефти», Минэнерго и ФАС не ответили на вопросы «Ведомостей».-