Почему производители сигарет хотят сделать будущее бездымным

Производство продуктов нового поколения оказалось более выгодным для крупных табачных компаний
Табачные изделия нового поколения оказались выгоднее сигарет
Табачные изделия нового поколения оказались выгоднее сигарет / DPA / TASS

В июне 2017 г. главный исполнительный директор Philip Morris International (PMI) Андре Каландзопулос в интервью «Ведомостям» рассуждал о рентабельности устройства нагревания табака IQOS (это не аббревиатура, а ничего не значащий набор букв, превращенный в бренд). В нем табак нагревается, а не горит, но курильщик получает привычную дозу никотина. PMI уверяет, что табачный пар IQOS в среднем на 90–95% менее вреден, чем дым обычной сигареты. Действительно ли это более рентабельный продукт, спросили его «Ведомости», и он ответил, что стоимость производства табачных стиков для устройств нагревания табака со временем будет сравнима с сигаретами. «Далее все зависит от налогов», – подчеркивал он.

PMI продает в России IQOS с конца 2015 г.

Похожим товаром торгует другая крупная табачная компания – British American Tobacco (BAT): он называется glo и продается в России с октября 2017 г.

У Japan Tobacco International (JTI) есть устройство нагревания табака Plum Tech, но в России оно не продается. Imperial Tobacco собирается в 2019 г. вывести на глобальный рынок похожий прибор – Pulze, сказано на сайте компании.

Рентабельность табачных стиков для IQOS такая же, как у сигарет высокого ценового сегмента (дороже 110 руб.), рассказал вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Сергей Слипченко на презентации третьего поколения устройств, но не сообщил, какова она. Представитель BAT сказал, что рентабельность glo – конфиденциальная информация.

На самом деле рентабельность табачных стиков даже выше дорогих сигарет, знает сотрудник крупной табачной компании. Обычно при расчете себестоимости производители включают сюда инвестиции в производство, отчего рентабельность снижается, говорит собеседник «Ведомостей». Например, в октябре 2018 г. PMI сообщала, что в новые производственные линии стиков на фабрике в Санкт-Петербурге инвестировано уже 7 млрд руб., а в 2019–2020 гг. будет вложено еще 6 млрд руб. BAT инвестировала в модернизацию завода в Санкт-Петербурге 1,3 млрд руб. – там также производятся стики для glo. В течение двух лет компания планирует вложить еще 1,7 млрд руб.

Налог на табачные стики существенно ниже налога на сигареты, а стоимость пачки стиков для потребителя сопоставима с дорогими сигаретами – 130 руб. Такой принцип налогообложения должен сохраниться и в будущем, продолжает сотрудник крупной табачной компании: менее вредные новые табачные продукты обычно облагаются меньшим акцизом, чем сигареты.

По Налоговому кодексу акциз на 1 кг табака, предназначенного для потребления путем нагревания, в 2018 г. составляет 5280 руб., в 2019 г. он будет 5808 руб., в 2020 г. – 6040 руб. В пачке табачных стиков содержится примерно 6,1 г табака, значит, в 2018 г. производители платят акциз около 32,2 руб. с пачки плюс НДС (19,8 руб. для пачки стоимостью 130 руб.). Таким образом, доля налогов в общей стоимости пачки составляет 40%.

Доля акциза в потребительской цене традиционных сигарет в 2017 г. составила 48,9%, говорилось в докладе Центробанка о денежно-кредитной политике. Доля налогов сейчас составляет около 56,2%, согласно данным BAT.

Устройства для нагревания табака типа IQOS и glo продаются значительно ниже себестоимости, говорит гендиректор магазина электронных сигарет Vardex Дмитрий Борисов. Это подтверждают два человека, близких к разным крупным табачным производителям. По словам одного из них, себестоимость таких устройств – около 100 евро. В России IQOS стоит на сайте 3990 руб., это 53 евро, а glo, также на сайте, – 2500 руб., или 33 евро. Производители стараются компенсировать убытки от устройств именно за счет продажи стиков, указывает собеседник «Ведомостей».

В конце 2016 г. Каландзопулос заявил BBC, что PMI может прекратить производство сигарет. В интервью «Ведомостям» он подтвердил это мнение, но заметил, что такое станет возможным, когда 50–60% потребителей перейдут на новую продукцию при 100%-ной осведомленности о ней. Сейчас в России около 550 000 человек используют IQOS, говорил Слипченко. По данным Минздрава, в 2017 г. в России было около 44 млн курильщиков.

Представители Imperial Tobacco и JTI не ответили на запросы.

Табачные изделия нового поколения оказались выгоднее сигарет