Продавцы перестали надеяться на резкий рост продаж перед Новым годом
В лучшем случае продажи вырастут на единицы процентовВ конце 2017 г. – начале 2018 г. ритейлеры и аналитики розничного рынка надеялись: ко II кварталу ситуация наладится. Перспективы сектора должны улучшиться, писал «Атон» в начале года: «Отрасль приближается к завершению цикла снижения прогнозов прибыли, мы ожидаем лучшей динамики во втором полугодии».
Но уже III квартал оказался не самым удачным. У лидера рынка, X5 Retail Group, продажи работающих больше года магазинов выросли всего на 0,5%, у его основного конкурента, «Магнита», этот показатель вообще в минусе на 2%. У крупнейшей сети гипермаркетов, «Ленты», выручка в сопоставимых магазинах начала падать после нескольких кварталов увеличения (-0,6% в III квартале 2018 г.).
В июле – сентябре реальный рост розничной торговли продуктами питания практически остановился, констатирует представитель X5: в годовом выражении оборот увеличился на 1% – после 2,6% во II квартале 2018 г. Потребители по-прежнему чувствительны к цене, писали в конце октября аналитики агентства Moody’s: реальные располагаемые доходы сократились на 9% с 2014 г. к сентябрю 2018 г.
Покупатели продолжают обращать большое внимание на цены, согласен представитель «Магнита», но одновременно становятся требовательней к ассортименту, предложениям и сервисам, дизайну и оформлению торговых точек.
Ритейлеры исчерпали простые и точечные возможности стимулирования продаж, например снижение цен или активные промоакции, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Сокращение реальных доходов населения усиливает конкуренцию, считает он: «Во многом это объясняет результаты III квартала, когда большинство сетей столкнулись с замедлением роста и увеличением количества неэффективных, проблемных магазинов».
Впереди у ритейлеров предновогодние продажи IV квартала. Настроения потребителей к концу года, как правило, идут на спад, говорит директор по работе с клиентами «Nielsen Россия» Ольга Дашкевич, в этом году контраст ярче: после позитива и разогрева потребления в связи с чемпионатом мира по футболу в первой половине года во втором полугодии сменился информационный фон – предстоит повышение НДС и пенсионного возраста, начались валютные колебания.
«Мы не видим существенных предпосылок к взрывному росту спроса», – сетует Павел Шамбир, гендиректор «Командора», одного из крупнейших ритейлеров Сибири. Он прогнозирует рост спроса на алкоголь, фрукты, кондитерские изделия примерно на 5–10%.
Представитель крупнейшей алкогольной компании России, Beluga Group, полагает, что предновогодний рост будет, но превысит ли оборот показатели IV квартала 2017 г., ему сложно сказать: нет причин для значительного скачка.
Отказ от крупных трат может дать неожиданный эффект, надеется президент «Абрау-Дюрсо» Павел Титов: немного вырастет спрос на мелкие покупки, в том числе на крепкий алкоголь и шампанское.
Представитель Mondelez говорит, что компания ждет роста спроса на сезонный ассортимент, особенно шоколад: будет как в 2017 г., когда в декабре продажи выросли на 9% в сравнении с декабрем 2016 г.
Поставщики не планируют резко наращивать предновогодние отгрузки сетям – в сравнении с прошлогодними. Поставки стандартного ассортимента и так называемых базовых товаров не изменятся либо увеличатся незначительно, сообщил Дмитрий Востриков, исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» (объединяет более 400 производителей и поставщиков всех продовольственных категорий). Поставки сезонных и премиальных продуктов вырастут на 5% к IV кварталу 2017 г., прогнозирует он.
Исходя из ожидаемых поставок, ритейлеры закладывают разные сценарии, говорит директор по продажам и торговому маркетингу группы Simple Юрий Ушаров: «Те, что чувствуют себя на рынке нормально, например X5, «Лента», «Магнит», ждут роста в 20% [в годовом выражении] и выше». Локальные розничные сети, которые вынужденно сокращают ассортимент и торговые площади, настроены пессимистичнее, знает Ушаров.
Президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев говорит, что первая пятерка ритейлеров закладывает небольшой рост в предновогодние заказы, но делает это с предельной осторожностью.
Основные продажи ритейлеры, скорее всего, будут строить на акционных товарах, полагает Востриков: «У покупателей прочно закрепилось желание экономить – приобретать товары, участвующие в промоакциях, искать более выгодные предложения, совершая больше покупок за те же деньги».
С Востриковым согласен Муравьев: в новогодние праздники основной оборот придется на акционные товары. Но, по его словам, из-за этого поставщики могут столкнуться с ситуацией, когда им придется утилизовать свой товар после праздников. Причина, говорит Муравьев, в том, что многие сети не согласовывают заранее с поставщиком конкретные цифры поставки, чтобы переложить риск дефицита товара в магазинах на поставщика. Торговые сети, считает Муравьев, вынуждают поставщиков на свой страх и риск формировать товарный запас на складах, который может оказаться невостребованным, если не будет всплеска розничных продаж.
Представители «Ленты», «Ашана» и Metro не ответили «Ведомостям».