Козак поручил оценить налоговую нагрузку металлургов и угольщиков

К марту 2019 года чиновники решат, кто из них платит меньше налогов
Пока правительство разрабатывает методологию анализа оценки налоговой нагрузки, сверхприбыли металлургов и угольщиков могут закончиться
Пока правительство разрабатывает методологию анализа оценки налоговой нагрузки, сверхприбыли металлургов и угольщиков могут закончиться / Денис Гришкин / Ведомости

По итогам совещания 24 октября у вице-премьера Дмитрия Козака с нефтяными компаниями правительство решило проверить налоговую нагрузку на все «предприятия отраслей промышленности России в зависимости от доли добавленной стоимости в создаваемой ими продукции», следует из протокола совещания. «Ведомости» ознакомились с документом. Представитель Козака подтвердил, что даны соответствующие поручения.

В протоколе говорится, что к концу ноября Минэкономразвития должно представить методику оценки фискальной нагрузки на отрасли. При этом оно должно будет не только учесть налоги на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но и неналоговые обязательные платежи, тарифы на услуги естественных монополий («Газпром», «Транснефть» и РЖД). На основании новой методики Минфин, Минэнерго, Минпромторг и ФАС должны будут провести сопоставительный анализ фискальной нагрузки на предприятия добывающих отраслей до 1 марта 2019 г. Представитель Минэкономразвития в воскресенье не ответил на запрос «Ведомостей».

Нефтяники на совещании у Козака говорили, что они платят больше НДПИ, чем угольные или калийные компании, рассказывали «Ведомостям» участники этого совещания. Это не совсем справедливо, подчеркивал один из собеседников. На эти две отрасли нагрузка действительно может вырасти, но сначала нужно проанализировать ее, говорил чиновник финансово-экономического блока. «Перерабатывающие отрасли были поощрены больше, чем добывающие», – добавляет он.

Налоговая нагрузка у нефтяников и «Газпрома» выше (13–50%), чем у металлургов (4–17%), писал президенту Владимиру Путину помощник президента Андрей Белоусов в начале августа. Так, например, «Роснефть» отдала в прошлом году 54% выручки на налоги, в том числе экспортную пошлину, акцизы, НДПИ и за транспортировку по системе РЖД и «Транснефти», а «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» – 49 и 40% соответственно. Для сравнения: угледобывающая СУЭК на налоги, транспорт, энергию и НДПИ потратила в 2017 г. 35% своей выручки. Налоговая и тарифная нагрузка НЛМК за прошлый год составила 23% от выручки, говорится в материалах компании. В структуре себестоимости энергетика у НЛМК и «Северстали» составляет 7 и 9%, налоговые выплаты – 8 и 6% от выручки соответственно.

Пока правительство разрабатывает методологию анализа оценки налоговой нагрузки, сверхприбыли металлургов и угольщиков могут закончиться, говорит руководитель аналитического отдела BCS Global Markets Кирилл Чуйко. Китайская экономика замедляется, нужно будет меньше стали и угля, поясняет он. Проверять налоговую нагрузку и пытаться увеличить ее для металлургов и угольщиков – процесс сложный и малоперспективный, считает Чуйко: «Добиться справедливости расчета налоговой нагрузки для угольщиков будет невозможно. Есть компании, которые добывают малорентабельные виды углей, повышение налогов обернется аннулированием любых стимулов создания инвестпрограмм».

Уточнены данные о доле налоговых выплат в выручке НЛМК.

Пока правительство разрабатывает методологию анализа оценки налоговой нагрузки, сверхприбыли металлургов и угольщиков могут закончиться