Литовская ASG продала долю в аэропорту «Жуковский»

Возможная причина – участие холдинга в российском проекте не нравилось властям Литвы
«Жуковский» развивается медленнее запланированного
«Жуковский» развивается медленнее запланированного / Андрей Гордеев / Ведомости

Литовская Avia Solutions Group (ASG) закрыла сделку по продаже доли в компании «Рампорт аэро» (владеет и управляет аэропортом «Жуковский»), ей косвенно принадлежали 22,5% компании, говорится в релизе «Рампорт аэро». Долю купил топ-менеджмент «Рампорт аэро», сообщается в релизе. Причины продажи не сообщаются.

«ASG не участвовала в операционном управлении аэропортом. Данная сделка акционеров не окажет влияния на планы развития "Жуковского". Мы с оптимизмом смотрим в будущее, и у нас есть для этого все основания. На протяжении года пассажиропоток и маршрутная сеть аэропорта выросли вдвое. В этом году «Жуковский» планирует принять 1,2 млн пассажиров, а в 2019-м – достигнуть уровня 2,3 млн и войти в число 15 крупнейших аэропортов в России», – приводятся в релизе слова гендиректора «Рампорт аэро» Томаса Вайшвилы.

Именно ASG несколько лет назад стала инициатором строительства четвертого московского аэропорта. Группа занимается техническим обслуживанием судов, обучением авиационного персонала, туристическим бизнесом. Акционеры ASG также занимаются лизингом самолетов. ASG убедила «Ростех», что уникальную взлетно-посадочную полосу Летно-исследовательского института имени М. М. Громова можно использовать в коммерческих целях. «Ростех» в 2014 г. выбрал на конкурсе соинвестора для строительства пассажирского терминала в «Жуковском», ASG его выиграла.

Так была создана «Рампорт аэро», которая в 2016 г. запустила аэропорт «Жуковский», в строительство терминала она вложила $27 млн. «Ростех» получил в «Рампорт аэро» блокпакет, ASG – 75% минус 1 акция.

В сентябре 2015 г. ASG продала 70% голландской Avia Solutions Group B.V., через которую владела долей в «Рампорт аэро». Покупателями были бенефициары ASG, рассказывал человек, близкий к «Рампорт аэро». Таким образом, эффективная доля ASG в «Рампорт аэро» три года назад снизилась до 22,5%. Сейчас продана и она.

Причина выхода ASG из проекта — политическая, утверждает человек, близкий к «Рампорт аэро»: литовским властям не нравилось участие холдинга в российском проекте, тем более в партнерстве с российскими госкомпаниями (ЛИИ им. Громова, у которого аэропорт арендует взлетно-посадочную полосу, принадлежит Объединенной авиастроительной корпорации), развитию литовского бизнеса холдинга чинились препятствия. Представитель «Рампорт аэро» это не комментирует. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу правительства Литвы.

«Жуковский» развивается медленнее запланированного. В 2017 г. аэропорт планировал принять 1,3–1,5 млн пассажиров, рассказывал «Ведомостям» председатель совета директоров ASG Гедиминас Жемялис. Начиная с такого трафика аэропорт выходит на безубыточность. Но в 2017 г. было обслужено 426 000 человек, в этом году пассажиропоток должен достигнуть 1,2 млн человек. За девять месяцев аэропорт принял 872 000 человек.

Причина в том, что авиационные власти многих стран не соглашались признавать региональный статус «Жуковского», считая его московским аэропортом. Правительство России определило «Жуковский» аэропортом города Раменское, что позволяет авиакомпаниям получать из него международные назначения, на которые из Москвы нет квот. Из-за противодействия властей Таджикистана, Казахстана, Израиля, Армении и др. российские и иностранные авиакомпании на многие месяцы откладывали открытие международных полетов из «Жуковского».

Первый заместитель гендиректора «Рампорт аэро» Евгений Солодилин в сентябре заявил газете «Жуковские вести», что у принятого Avia Solutions Group решения могут быть различные причины, но экономика «Жуковского» точно не находится среди них. «Любые разговоры об убыточности аэропорта выглядят наивно. Инвестиционный период продолжается. Сейчас подходит к завершению строительство грузового терминала, начались работы по расширению перрона для стоянки самолетов, в скором будущем нам предстоит расширение пассажирского терминала. Уверенность в будущем у нас есть, инвестиционная привлекательность аэропорта не снижается, но быстро растет», – говорил Солодилин.