Компании Мордашова не откажутся от госпомощи при реализации инвестиционных проектов
«Севергрупп» представила проекты на миллиарды долларов при обсуждении списка Белоусова«Севергрупп», объединяющая промышленные активы Алексея Мордашова, представила список инвестиционных проектов на несколько миллиардов долларов в рамках обсуждения так называемого списка Белоусова, рассказал генеральный директор «Северстали» Александр Шевелев. «Компании представили свою инвестиционную программу, реализация которой запланирована. И на этапе реализации проектов помощь на федеральном уровне будет необходима», – сказал он.
«Северсталь» активно участвует в процессе обсуждения, компания заинтересована в формировании прозрачных и понятных правил игры и в возможности привлечения региональной и федеральной поддержки для реализации капиталоемких проектов, сказал Шевелев.
Готовить списки приоритетных инвестпроектов компании и чиновники начали еще летом. Тогда помощник президента Андрей Белоусов предложил изъять часть доходов у 14 компаний металлургического, горнодобывающего и химического секторов. Правительство выступило против и предложило бизнесу альтернативу – помочь выполнить указ президента и увеличить инвестиции до 25% ВВП. Было решено, что налоги увеличены не будут, но бизнес сам увеличит инвестиции в социально важные проекты.
Участвующие в обсуждении компании (более 20 частных компаний и компаний с госучастием) представили свой список проектов в начале сентября. Реакция властей пока неизвестна, рассказывали сотрудники нескольких из этих компаний. В середине сентября со стороны правительства появился список почти из 400 проектов, в которые бизнесу будет предложено инвестировать.
«Севергрупп» включила в свой перечень наиболее капиталоемкие проекты: модернизацию коксодоменного производства на Череповецком металлургическом комбинате, например коксовой батареи номер 11, строительство целлюлозного производства, ряд природоохранных инициатив, перечислил Шевелев.
По мнению топ-менеджера, дискуссия вокруг списка Белоусова сейчас идет в понятном всем ключе: «Есть майские указы президента, есть масштабные национальные проекты, есть инвестиционные программы компаний. Все группы проектов направлены на единые цели: дигитализация, экология, импортозамещение, рост экспорта несырьевых товаров».
По словам Шевелева, единый список проектов, объединяющий предложения компаний и предложения правительственных структур, уже сформирован. И этот перечень, по словам гендиректора «Северстали», еще предстоит детально обсуждать. Как и возможные механизмы государственной помощи компаниям.
С точки зрения акционеров, некоторые инвестиции слишком рискованны или имеют длинный срок окупаемости и из-за этого часто откладываются в долгий ящик, говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. В то же время некоторые из этих проектов могут быть полезны для региона присутствия (инфраструктура и экология, например), а значит, государство в них тоже заинтересовано, а не только компания, продолжает эксперт. «В таких случаях и возможно ожидание акционеров некоторой поддержки со стороны местных или федеральных властей», – полагает Сосновский.
Идея Белоусова уже не воспринимается всерьез, уверен партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин. «Обсуждение инвестпроектов, вероятно, будет продолжаться и даже не исключено, что какие-то проекты начнутся, но это уже предельно далеко от его [Белоусова] первоначальной идеи. Заявления о необходимости господдержки со стороны бизнеса кажутся, скорее, данью профессиональной риторике», – рассуждает эксперт.
Генеральный директор «УК Спутник» Александр Лосев предполагает, что металлургический бизнес помнит кризис перепроизводства после 2008 г., когда избыточные мощности съели капитальные затраты (CAPEX), обрушили цены на сталь и уголь и уменьшили капитал. Возможно, бизнес намекает, что любые требования сверху об увеличении инвестиций в производственные мощности, если они не будут подкреплены гарантированным спросом на продукцию, могут привести к негативному результату, рассуждает эксперт.
«Возможно, таким образом бизнес намекает власти о том, что стоит разделить ответственность за решения, которые бизнес принимает не на свой риск, а по рекомендации государственных органов», – говорит Лосев.