РЖД хочет заработать еще 63 млрд рублей на перевозке пустых вагонов
Изменение тарифа сильнее всего ударит по угольным компаниямИзменение тарифных схем на порожний пробег полувагонов может обеспечить РЖД дополнительно 63 млрд руб. до 2025 г., следует из обновленного проекта долгосрочной программы развития железнодорожной монополии, датированного 22 октября. «Ведомости» ознакомились с копией документа, ее подлинность подтвердили два источника из компаний – контрагентов РЖД.
Как именно предполагается изменить тарифные схемы в проекте долгосрочной программы РЖД, не раскрывается. Не пояснил этого и представитель РЖД. По его словам, изменение тарифа на порожний пробег необходимо для его оптимизации и повышения эффективности работы железнодорожного транспорта. По его словам, вопрос обсуждается с ФАС. Представитель антимонопольной службы на вопросы «Ведомостей» пока не ответил.
Возможность изменения тарифов на порожний пробег обсуждалась на прошлой неделе в Совете потребителей РЖД, рассказывают два источника, близкие к Совету. Вариантов два — дополнительно проиндексировать тарифы на порожний пробег для всех типов полувагонов или отменить тарифные схемы со сниженной оплатой порожнего пробега для вагонов с улучшенными техническими характеристиками (инновационные, с повышенной нагрузкой на ось), уточняет один из них. Но никакой из вариантов необходимое большинство голосов не набрал, добавляет он («Ведомости» ознакомились с копией протокола).
Союз операторов железнодорожного транспорта, по словам его представителя, «выступает за гармоничное, сбалансированное тарифное регулирование» и считает, что «тарифные преференции на конкретные модели полувагонов являются дискриминационными по отношению к другим». Поэтому, по его словам, союз попросил ФАС «рассмотреть целесообразность установления равных тарифных условий для перевозок порожних полувагонов независимо от их модели».
Повышение тарифов на порожний пробег полувагонов ударит прежде всего по угольным компаниям, говорит один из источников «Ведомостей». Это главные потребители полувагонов, к тому же они активно развивают экспорт, соответственно, у них протяженные маршруты, поясняет он.
По состоянию на 1 октября 2018 г. на сети РЖД было 520 200 полувагонов, из которых 97 600 – инновационных, приводит данные Бурмистров. Расходы на порожний пробег на полувагон в сутки составляют в среднем 716 руб., говорит он. По оценке эксперта, 63 млрд руб. ожидаемых РЖД поступлений эквивалентно разовой дополнительной индексации стоимости порожнего пробега примерно на 5,5% с 1 января 2019 г. или ежегодной индексации примерно на 1,3% в течение 2019-2025 гг. Это увеличит расходы грузовладельцев (преимущественно угольных компаний, которые самостоятельно оплачивают порожний пробег) и операторов в среднем на 39-45 руб. в сутки в 2019-2025 гг. (в варианте с одноразовой индексацией) и на 9-76 руб. в варианте с ежегодной индексацией, подсчитал Бурмистров. «Учитывая прогнозируемое сохранение в 2019-2020 гг. дефицита полувагонов, операторы могут переложить расходы, связанные с дополнительной индексацией порожнего пробега, на грузоотправителей», — считает эксперт.
Изменение тарифов на порожний пробег будет для угольщиков особенно болезненно с учетом того, что РЖД рассчитывает сохранить в 2019 г. возможность устанавливать 8%-ную экспортную надбавку к грузовым тарифам, замечает один из источников «Ведомостей». По ранее принятым решениям экспортная надбавка должна быть отменена в 2019 г. Сейчас она распространяется на все грузы кроме энергетического угля. РЖД предлагает в случае сохранения надбавки сделать исключение для других сегментов — нефтяных грузов и алюминия, следует из проекта долгосрочной программы РЖД.
Новая версия проекта долгосрочной программы РЖД в Минпромторг не поступала, по словам представителя министерства. «Действующие тарифные схемы на порожний пробег всех полувагонов, включая инновационные, являются экономически обоснованными», — подчеркивает он.