«Зоозавр» из «Детского мира»
Гендиректор «Детского мира» раскрыл подробности новой сети товаров для домашних животныхКрупнейший продавец товаров для детей «Детский мир» откроет пилотные зоомагазины «Зоозавр» и одноименный интернет-магазин до конца 2018 г., рассказал в интервью «Ведомостям» гендиректор компании Владимир Чирахов. Это новое направление в работе ритейлера, призванное усилить рост его бизнеса. По данным Роспатента, «Детский мир» в сентябре подал заявку на товарные знаки «Зоозавр» и Zoozavr.
Рынок товаров для домашних животных большой и быстро растущий, объясняет Чирахов интерес к нему. По данным Euromonitor International, продажи товаров для домашних животных в 2017 г. выросли на 10,6% до 184,7 млрд руб., прогноз на 2018 г. – еще 8%. Востребованы и сетевые, и одиночные зоомагазины, говорит гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова.
Кроме того, рынок товаров для животных сильно фрагментирован – явного лидера нет, что дает возможность для консолидации, рассуждает Чирахов. По данным «Infoline-аналитики», на четыре крупнейших ритейлера – «Четыре лапы», «Бетховен», Petshop и ГК «Иванко» – суммарно приходится 13% продаж. При этом рынок устойчив к потрясениям: на питомцах, как и на детях, потребители стараются не экономить, добавляет Чирахов. Продажи товаров для животных росли даже в кризис, отмечала ранее GfK Rus.
Новое направление поможет ритейлеру быстрее расти, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: продажи детских товаров пока стагнируют – в 2017 г. они увеличились на 2,4%, прогноз на 2018 г. – 3%. Среди причин – сокращение рождаемости в России, а также все больший интерес детей к гаджетам, поясняет эксперт.
Первые 10 магазинов «Зоозавр» откроются в Московском регионе и других городах Центрального федерального округа, рассказал Чирахов. Площадь каждого магазина – 100-250 кв. м. Инвестиции компания не раскрывает. Бурмистров оценивает вложения в один магазин в 3,5–6 млн руб.
«Детский мир» уже подписал несколько договоров аренды помещений под новый проект, часть – в процессе, уточнила представитель ГК «Детский мир» Надежда Киселева. Конкретные места она не назвала. Для создания эффективной системы логистики и закупок потребуется открытие в Московском регионе не менее 30 магазинов, считает Бурмистров. Решение о дальнейшем расширении будет принято позже, говорит Чирахов.
Проект, связанный с розничной продажей зоотоваров, есть и у компании Mars, крупнейшего производителя кормов для домашних животных в России. Ей принадлежат права на бренд «Любимчик», под вывеской которого развивают магазины партнеры Mars. Сеть насчитывает 140 магазинов и одноименный онлайн-магазин, говорит представитель Mars Petcare. Проект, по его словам, помогает компании лучше понимать поведение покупателей и изучать спрос.
В среднем более 70% ассортимента зоомагазинов приходится на корма для домашних животных, остальное – ветпрепараты, аксессуары, напоминает Колчанова. У кормов большой потенциал: пока около 50% калорий кошки получают из промышленных кормов, а собаки – только около 10%, говорит представитель Mars Petcare. Владельцы кошек и собак все активнее переводят питомцев с более дорогого натурального питания на индустриальные корма, подтверждает Бурмистров. Растет и популяция домашних животных: с 2014 по 2018 г. число кошек и собак в России выросло на 14% до 52,6 млн животных, сказано в октябрьском исследовании Mars Petcare и «Яндекс.Маркета».
Интерес к зоотоварам проявляют и неспециализированные ритейлеры, знает Бурмистров. Сеть гипермаркетов «Лента» открывает зоомаркеты в shop-in-shop формате, приводит данные эксперт (представитель «Ленты» на запрос не ответил). В российских магазинах ИКЕА весной 2019 г. появится в продаже коллекция «Люрвиг» для животных (лежанки, домики, посуда для питомцев и др. – «Ведомости»), рассказал представитель компании.
В 2019–2021 гг. рынок зоотоваров будет расти более чем на 10% ежегодно до 300 млрд руб., прогнозирует Бурмистров.
Исправленная версия. В восьмом абзаце исправлена ошибка в цитате представителя Mars Petcare.