Проигравший выборы экс-глава Хакасии может получить высокий пост в РЖД

Виктор Зимин подтвердил «Ведомостям», что ему поступило предложение стать заместителем гендиректора компании
Александр Кряжев / РИА Новости
Александр Кряжев / РИА Новости

Бывший глава Хакасии Виктор Зимин может получить высокий пост в РЖД, такое назначение обсуждается, сообщили «Ведомостям» два человека, близких к администрации президента, и знакомый Зимина. Все собеседники говорят о должности заместителя гендиректора компании. По словам одного из них, предложение Зимину уже сделано и он согласен, однако в РЖД «собеседоваться» еще не ездил. В новой должности экс-губернатор будет заниматься развитием госмонополии в Сибири, добавляет собеседник: «Это очень серьезный проект с бюджетом около 500 млрд руб.». Второй собеседник говорит, что Зимин может получить такой пост, поскольку к нему хорошо относится президент Владимир Путин. Зимин еще в августе рассказывал Путину о возможности расширения южного коридора Транссиба, этим он и будет заниматься в РЖД, возможности там хорошие, рассказывает еще один знакомый бывшего главы Хакасии.

Собеседник, близкий к руководству Хакасии, говорит, что Зимин может получить должность в одной из госкорпораций: «Но объявлено об этом будет уже после выборов [главы Хакасии], чтобы это не сказалось на мнении ее жителей».

Сам Зимин подтвердил «Ведомостям», что ему поступило предложение выйти на пост заместителя гендиректора РЖД: «Я принял предложение. Буду заниматься развитием Транссиба. Я же до этого возглавлял дирекцию, так что буду заниматься своим родным любимым делом». Уточнить, кто именно сделал ему предложение, Зимин отказался.

Сейчас свободной позиции заместителя гендиректора в РЖД нет, говорит федеральный чиновник. В пресс-службе РЖД отказались от комментариев.

В сентябре 2013 г. Зимин впервые избрался главой Хакасии на прямых выборах, получив 63,4% голосов, а в 2018 г. выдвинулся на новый срок, но проиграл в первом туре коммунисту Валентину Коновалову. Второй тур был назначен на 23 сентября, однако поздно вечером 21 сентября Зимин снял свою кандидатуру. Собеседники, близкие к администрации президента, еще до этого рассказывали «Ведомостям», что сотрудники администрации уговаривали главу республики сняться со второго тура выборов. По словам одного из собеседников, Зимин отказывался, другой говорил, что перед снятием ему показали социологические опросы, по которым он проигрывал коммунисту.

После этого голосование переносилось еще дважды из-за последовательного снятия кандидатов, занимавших место Зимина во втором туре. В итоге выборы назначены на 11 ноября, при этом в бюллетенях будет только фамилия Коновалова и две графы — «за» и «против». Для победы коммунисту необходимо набрать не менее 50% голосов «за» от числа избирателей, пришедших на участки. Как говорили ранее «Ведомостям» собеседники, близкие к администрации президента, там рассчитывают, что Коновалов не наберет 50% голосов.

Бывших губернаторов принято трудоустраивать, если только они не уходят из-за подозрений в коррупции, говорит политолог Виталий Иванов: «Зимин до избрания в Госдуму в 2007 г. работал на железной дороге. Так что это логичное предложение». Зимин — опытный управленец, не самый удачливый в политическом управлении, но он с достоинством вышел из избирательной кампании, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Если обычно назначение уволенных губернаторов на какой-то номинальный пост часто было утешительным или даже по-своему унизительным, то в данном случае Зимин вышел из кампании без потери лица, при этом создал новый стиль немолчания после ухода. Поэтому интересно, будет ли реализовано его заявленное намерение остаться жить в Хакасии». Это лучше подчеркнутого забвения, добавляет эксперт: «Проигрыш в политике — вещь естественная, логично не вытирать ноги о проигравших, поэтому мне такое решение не кажется скандальным».

Должность заместителя гендиректора РЖД может быть как почетной пенсией, так и реальной работой, говорит руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «У РЖД в Сибири большие задачи, об этом довольно подробно говорилось в сентябре на ВЭФе с участием президента. Как раз Транссиб с расширением БАМа — это ключевой вопрос и по выводу монгольского экспорта к портам, и встречных перевозок Кореи и Китая, а также экономической обоснованности подготовки подходов к возможному проекту моста на Сахалин».

В августе Путин встречался с Зиминым в Ново-Огареве, и на этой встрече тогда еще губернатор рассказывал президенту, что Хакасия становится вторым регионом в России по добыче энергетического угля. «Нам нужны совместные усилия с Кузбассом. Большое спасибо за поручение, которое вы дали комиссии по ТЭКу. Проведена грандиозная работа как раз по «расшивке» тех предложений, которые вынесут на ваш суд, что будем делать, как «расшивать» Транссиб. Предложения все есть. Мы уверены. Мы защитили свои 30 млн т до 2025 г., а в целом выходим на 60 млн т», — говорил Зимин. По его словам, усилия Кузбасса и Хакасии дадут больше 2 трлн руб. частных инвестиций: «Это «расшивка» Транссиба, 600–700 млн, и везде практически частные инвестиции, плюс новые локомотивы, вагоностроение, металлургия».

Через неделю после этого разговора Путин обсуждал ситуацию в отрасли на заседании Комиссии при президенте по вопросам стратегии развития ТЭКа и экологической безопасности. По словам президента, чтобы реализовать экспортные возможности, нужны повышение рентабельности и безопасности добывающих угольных мощностей, их модернизация как в традиционных районах угледобычи (Кемеровская область, Хакасия и Якутия), так и в новых (Восточная Сибирь и Дальний Восток). Путин также говорил о необходимости увеличить пропускную способность железнодорожных магистралей. Развитие восточного полигона железных дорог, «расшивка» узких мест на БАМе и Транссибе обозначены как приоритетные цели развития транспортной инфраструктуры России на ближайшие годы, напомнил тогда президент: «Должна действовать постоянная связка, стыковка планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД, а также с инвестиционными проектами морских портов».

Зимин в 1980-е гг. работал в Дорстройтресте Красноярской железной дороги мастером, прорабом, начальником участка, с 1985 г. был главным инженером, начальником строительно-монтажного управления, а в 1992 г. стал заместителем начальника Абаканского отделения Красноярской железной дороги — начальником дирекции строящихся объектов. В 2004 г. Зимин был избран депутатом Верховного совета Хакасии от «Единой России», в 2007 г. стал депутатом Госдумы, а в 2008 г. тогдашний президент Дмитрий Медведев внес в парламент Хакасии его кандидатуру на пост председателя правительства (главы) республики и депутаты утвердили его в этой должности.

В подготовке статьи участвовали Ольга Адамчук и Владимир Штанов