Налоговый маневр может обойтись независимым НПЗ в 540 млрд рублей
Отказ инвестировать в производство бензинов «Евро-5» оставит их без обратного акциза и шансов сохранить рентабельностьЧтобы получить обратный акциз на нефть, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) должны обязаться к 2026 г. довести долю выработки бензинов класса «Евро-5» до 10% от общего объема перерабатываемой ими нефти. Это зафиксировано в проекте соглашения о модернизации (опубликован Минэнерго в пятницу на сайте regulation.gov.ru).
Второе условие – направить на модернизацию не менее 60 млрд руб. каждый. Изначально в законе о завершении налогового маневра была возможность выполнить лишь одно из перечисленных условий для получения налоговых льгот. В опубликованном документе наличие такого выбора неочевидно. «Доведение выпуска бензинов «Евро-5» до 10% от общей переработки мы рассматриваем как обязательное условие для заключения соглашения, – объясняет собеседник «Ведомостей» в Минэнерго. – Инвестиции 60 млрд руб. – дополнительный критерий. Он может подлежать дискуссии». Официально в Минэнерго не прокомментировали проект. Срок публичного обсуждения – до 9 ноября, с начала 2019 г. соглашения с компаниями должны вступить в силу.
Закон о завершении налогового маневра предусматривает несколько вариантов получения обратного акциза на нефть, без которого сохранить рентабельность производства практически невозможно. Почти все крупные переработчики автоматически подпадают под действие налоговых послаблений, объясняет директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Или, как «Роснефть», компания под секторальными санкциями, или, в случае с «Лукойлом», НПЗ компании уже модернизированы», – говорит он.
Для независимых НПЗ единственный способ получить обратный акциз на нефть и логистический мультипликатор к нему – подписать с Минэнерго инвестсоглашение. Его предметом может быть модернизация девяти видов установок. Каждый месяц компании должны будут отчитываться перед Минэнерго, сколько и во что проинвестировали, министерство – передавать данные в налоговую для продления (или нет) налоговых послаблений. При несоблюдении графика проекта Минэнерго имеет право расторгнуть договор. Перенести сроки выполнения можно только в случае форс-мажора, но таковым не считаются ни нарушение обязательств подрядчиками, ни отсутствие требуемых материалов на рынке, ни отсутствие денег у инвестора.
По закону заключить инвестсоглашения могут НПЗ, переработавшие в 2017 г. не менее 600 000 т, напоминает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Если исключить компании, находящиеся под санкциями (получают субсидии автоматически), речь фактически идет лишь о девяти независимых НПЗ, следует из данных Vygon Consulting. Это ООО «Славянск эко», ООО «Анжерская НГК», ООО «Трансбункер – Ванино», АО «Краснодарэконефть», ООО «Новошахтинский НПЗ», ООО «Марийский НПЗ», ООО «ВПК-ойл» и ООО «Ильский НПЗ» (все принадлежат частным лицам) и ООО «Афипский НПЗ» (принадлежит New Stream). Суммарный объем переработки этих заводов в 2017 г. – 27,4 млн т (всего в России – 279,9 млн т).
Анжерская НГК и Марийский НПЗ получили в 2017 г. убытки – 5,6 млрд и 440 млн руб. соответственно. Больше 1 млрд руб. прибыли заработали только «Славянск эко» и Новошахтинский ЗНП (данные «СПАРК-Интерфакса»). На модернизацию заводам скорее всего придется занимать, считает Ежов. «При строительстве НПЗ акционеры рассчитывали на текущий налоговый режим: наличие экспортных пошлин на нефть, возможность закупать сырье внутри страны дешевле», – говорит он. Завершение налогового маневра предполагает обнуление экспортной пошлины на нефть к 2024 г. и соразмерный рост НДПИ. Без налоговых послаблений и субсидий за поставку бензина на внутренний рынок это может привести к потере НПЗ и без того скромной рентабельности (в среднем менее $1 на барр. – данные Vygon), считает эксперт.