ОПЕК предвидит рост добычи и падение спроса на нефть
Добыча в 2018 году вырастет, а спрос упадет на 0,04% – до 98,79 млн баррелейВ очередном отчете ОПЕК ухудшила свой прогноз спроса на нефть в 2018 г. и увеличила прогноз добычи странами, не входящими в организацию. В июне ОПЕК ждала, что за год потребление составит 98,85 млн баррелей в сутки, а сейчас прогноз уже 98,79 млн баррелей.
При этом добыча будет расти в основном за счет США, Канады, Казахстана и Бразилии, а также других государств, не входящих в организацию, считает ОПЕК. Добыча у них вырастет к прошлогодней на 2,22 млн баррелей до 59,77 млн баррелей в сутки, а в 2019 г. – еще на 2,12 млн. В октябре члены ОПЕК добывали 32,76 млн баррелей в сутки против 32,38 млн в среднем в январе – сентябре.
В следующем году суточный спрос превысит 100 млн баррелей, прогнозирует ОПЕК, Международное энергетическое агентство (МЭА) считает, что это уже произошло в августе этого года.
Замедление роста спроса свидетельствует о насыщении рынка, комментирует аналитик «Атона» Александр Корнилов, сейчас это происходит во многом за счет роста цены на нефть (с начала года Brent подорожала более чем на 20% до $81 за баррель. – «Ведомости»). Со временем может возникнуть риск переизбытка нефти, это цикличный процесс, свойственный всем сырьевым рынкам, но пока до этого далеко, уверен эксперт. Он напоминает, что именно затоваривание рынка стало главной причиной обвала цен в 2014 г. (в начале 2016 г. цена на Brent опускалась ниже $28 за баррель).
Россия, Саудовская Аравия и другие участники сделки ОПЕК+ рассчитывают в этом году договориться совместно «управлять рынком, чтобы не создавать ситуации дефицита и избытка поставок», сказал министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих в сентябре (он рассчитывает, что соглашение появится в 2019 г.). Он отмечал, что его страна максимально гибка: у нее есть 1,5 млн баррелей в сутки незагруженных мощностей, но в случае необходимости Саудовская Аравия может и сократить добычу.
Так же может поступить и Россия: после июньской встречи участников сделки ОПЕК+ Россия увеличила добычу на 400 000 баррелей в сутки, чтобы вместе с Саудовской Аравией и другими членами ОПЕК компенсировать выпадающую добычу Венесуэлы и Ирана. «Можем нарастить ее еще на 200 000–300 000 [баррелей в сутки]», – рассказывал президент России Владимир Путин на прошлой неделе. С июня 2018 г., когда по условиям сделки начался рост добычи, «Роснефть» увеличила ее на 102 000 баррелей в сутки, «Сургутнефтегаз» – на 16 000, а «Татнефть» – на 7000, отмечают аналитики ОПЕК. Россия может и снизить добычу в IV квартале этого года с нынешних 11,44 млн до 10,98 млн баррелей в сутки и лишь в следующем году выйти на стабильный показатель в 11,19 млн баррелей в сутки, пишет ОПЕК.
С начала действия соглашения о сокращении добычи на 1,8 млн баррелей в сутки (январь 2017 г.) российские нефтяники заработали порядка $25 млрд дополнительного операционного денежного потока, подсчитал директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Это примерно $3–4 с каждого добытого барреля, остальное – прибыль государства. Средняя цена за баррель нефти Brent с начала 2017 г. по III квартал этого года составила $62,5 и дополнительный заработок, связанный с ростом цен, намного выше недополученных доходов, связанных с сокращением добычи, говорит эксперт.
За последние 1,5 года, пока действовало соглашение ОПЕК+, США, по данным их Управления энергетической информации, увеличили добычу на 26% до 11,1 млн баррелей в сутки. Минэнерго США указывало, что спрос и предложение на нефть будут практически сбалансированы в 2019 г., что будет способствовать снижению цен на нефть.
Стабильность цен на нефть во многом зависит от тех стран, которые могут сейчас в моменте увеличить производство и, соответственно, сбить перегретую цену, считает аналитик АКРА Василий Танурков. Если не снизить ее до адекватной ($60–65 за баррель), то страдать будут не только потребители нефти, но и производители – из-за угрозы рецессии мировой экономики, говорит эксперт. При этом России и Саудовской Аравии удастся сохранять статус-кво лишь до конца 2019 г., когда США достроят свои трубопроводы и смогут увеличить экспорт сланцевой нефти, отмечает он.-