Иран ищет способы экспортировать нефть в обход санкций США

А для диверсификации валютных поступлений предложил вид на жительство в обмен на инвестиции
Один из рассматриваемых вариантов обхода санкций — возвращение посредников при продаже нефти
Один из рассматриваемых вариантов обхода санкций — возвращение посредников при продаже нефти / Hasan Jamal / AP

4 ноября вступят в силу санкции США, запрещающие покупать иранскую нефть. Но Тегеран намерен приложить все усилия, чтобы стране, которую он называет «Большой Сатана», не удалось лишить его основного источника иностранной валюты и бюджетных доходов.

«[Президент США Дональд] Трамп обязательно потерпит позорное поражение, не сумев полностью прекратить экспорт иранской нефти, – утверждает близкий к режиму высокопоставленный представитель энергетической отрасли. – Мы добьемся этого, даже если нам придется прибегнуть к бартерному обмену нефти на российское оружие или хранить ее в Малайзии и Таиланде».

Один из рассматриваемых вариантов обхода санкций — возвращение «посредников», имеющих право покупать нефть на внутреннем рынке на энергетической бирже. Затем они могли бы перепродавать ее на мировом рынке под видом частного бизнеса. Эта биржа была создана в 2012 г., но нефть на ней не торгуется с 2015 г., когда Иран заключил с США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией соглашение об ограничении ядерной программы в обмен на отмену международных санкций.

Но подобная мера свидетельствует скорее об отчаянной попытке властей обеспечить хоть какие-то экспортные поставки. Специалисты считают ее малоэффективной, и ее недостаток стал очевиден, когда местный бизнесмен Бабака Занджани был приговорен к смертной казни за то, что он не вернул правительству $2,8 млрд, вырученных от продажи нефти в Азию, когда действовали предыдущие санкции. «Продажа нефти через биржу — скорее символический шаг, призванный показать, что Иран диверсифицирует каналы продаж и намерен обойти санкции», – говорит иранский аналитик Саид Лайлаз. На практике же иностранцы, которые не смогут покупать нефть у государственной National Iranian Oil Company, не будут покупать ее и у других аффилированных с госструктурами организаций, «если только Иран не решил создать новых Занджани», поясняет он.

По словам Мохаммада Али Хатиби, отвечавшего за экспорт иранской нефти в 2011–2012 гг., посредники смогут продавать нефть на аукционах небольшими партиями по 50 000 баррелей. Для сравнения: супертанкеры обычно перевозят в Азию по 2 млн баррелей нефти.

Увеличение экспорта нефти после отмены предыдущих санкций помогло Ирану выйти из рецессии и замедлить инфляцию, достигавшую 40%. Ожидается, что новые санкции сильно ударят по экономике страны. Но иранские политики воодушевлены тем, что страны ЕС, Россия и Китай договорились создать механизм для обеспечения торговли и денежных расчетов с Ираном. По мнению Хатиби, поддержка европейских стран придаст храбрости небольшим и средним компаниям, у которых нет интересов в США. Санкции «не продлятся слишком долго, и даже при худшем сценарии мы будем продавать минимум 1 млн баррелей в день», считает Хатиби.

Иранские аналитики и находящиеся в Тегеране западные дипломаты согласны, что экспорт будет превышать 1 млн баррелей в день (в апреле он был 2,8 млн баррелей). Но эксперты из других стран считают такую оценку слишком оптимистичной. Угроза санкций США уже заставила Total и другие иностранные компании прекратить вести бизнес с Ираном.

Тегеран также уверен, что Саудовская Аравия не сможет полностью компенсировать снижение поставок его нефти, несмотря на давление США. «Трамп может верить в эту глупость, но рынок не поверит», – заявил министр нефти Ирана Биджан Зангане в понедельник. По его словам, рост цен на нефть свыше $85 за баррель свидетельствует, что инвесторы ожидают нехватки предложения.

Во многом надежды Ирана связаны с Китаем, главным покупателем его нефти, который ведет торговую войну с США. Он до сих пор продолжает импортировать иранскую нефть, хоть и в меньших количествах. Аналитики ожидают, что Индия, второй по величине импортер иранской нефти, тоже сократит ее закупки, но не полностью, стараясь сохранить хорошие отношения одновременно с Тегераном и Вашингтоном. Однако Южная Корея, еще один крупный клиент, уже прекратила закупки.

Иран готов использовать собственные танкеры и самостоятельно их страховать, чтобы перевозить нефть клиентам несмотря на санкции США, утверждает Хатиби. «Этот механизм мы использовали во время предыдущих санкций, которые были даже жестче, поскольку Европа, ООН и США выступали единым фронтом. С нынешними санкциями будет легче справиться», – уверен он.

Иран ищет и другие пути обеспечить себе приток иностранной валюты. Созданный в этом году Верховный совет по экономической координации в начале октября решил выдавать вид на жительство иностранцам, инвестирующим $250 000 в стране. Для Тегерана это беспрецедентная мера. «Иран чувствует, что под давлением санкций вынужден идти на безумные шаги», – говорит близкий к консерваторам представитель режима.

Перевел Алексей Невельский