X5 открыла магазин-лабораторию для разработки инноваций
Ритейлер изучает в специальной «Пятерочке» электронные ценники и «умные» полкиКрупнейшая российская розничная компания X5 Retail Group сообщила, что открыла магазин-лабораторию X5 Lab для быстрого технического тестирования, изучения и развития новых технологий.
X5 Lab находится на юго-востоке Москвы в помещении «Пятерочки» и оборудована для быстрого запуска технологий в тестирование. В соседнем с торговым залом помещении находится офис-лаборатория для разработчиков, сервисных инженеров, сотрудников поддержки, аналитиков и IT-специалистов, которые могут видеть тестирование непосредственно в магазине.
Капитальные затраты на лабораторию составили примерно 35 млн руб., сообщил «Ведомостям» директор по стратегии X5 Владимир Капустин. «Пятерочка» – доминирующий формат группы (около 80% выручки), это одна из причин, почему лаборатория появилась именно на базе магазина у дома, объяснил он.
Это уже вторая попытка X5 открыть инновационный магазин. Шесть лет назад на базе корпоративного магазина московского офиса X5 вместе с финансовым партнером «Роснано» и техническим «Ситроникс» открыла «магазин будущего», доступный только сотрудникам. Там тестировалась, в частности, технология RFID (Radio Frequency Identification, радиочастотная идентификация), которая позволяет с помощью бесконтактных радиосканеров отслеживать перемещение по магазину товара с радиометками. Инвестиции оценивались в 350 млн руб., проект завершился через несколько месяцев, как заявляла Х5, по окончании тестирования.
В экспериментальной «Пятерочке» тестируются электронные ценники, видеоаналитика, умные полки (определяют с помощью светодиодов, остался ли товар), цифровые информационные панели, кассы для самостоятельного сканирования и оплаты покупок клиентами. Всего Х5 сейчас оценивает и прорабатывает более 500 стартапов, сказал Капустин.
Часть инноваций Х5 может вскоре начать применять в «Пятерочках», «Перекрестках» и «Каруселях». «Системы учета электроэнергии, климатической обстановки в магазине, думаю, будут массово внедряться уже в следующем году», – говорит Капустин. Перспективы скорого массового запуска есть и у видеоаналитики, и у электронных ценников, считает он.
Электронные ценники начали совсем недавно массово внедряться в продовольственной рознице даже на западных рынках, знает Капустин: «Прежде цена таких ценников была высока для продавцов продуктов питания». Сейчас она упала ниже $6, но это все равно дорого для магазинов, где единица товара стоит около $1, продолжает он: «Идут переговоры с зарубежными поставщиками о снижении стоимости ценников при их массовой закупке, и тогда это, наверное, будет первая технология, которую мы будем массово разворачивать».
Тестируемые в X5 Lab технологии могут сэкономить большие суммы, надеется Капустин: «Одна только технология отслеживания потребления электроэнергии и климатической обстановки сократит нам затраты на энергообеспечение на 15%».
Те же технологии, в том числе электронные ценники и кассы самообслуживания, активно используют и конкуренты X5, и сама группа в более крупных форматах – «Перекрестках» и «Каруселях». Во многих гипермаркетах «Магнита» установлены кассы самообслуживания, уже несколько лет там используются электронные ценники.
«Лента» с начала 2018 г. тестирует кассы самообслуживания: покупатели сами сканируют товар. Ритейлер по карте лояльности идентифицирует покупателя, система узнает его, приветствует по имени, предлагает персонализированные скидки и акции. «Лента» надеялась, что нововведение увеличит продажи.
Среди наиболее активных по части инноваций российских сетей не только «Лента» и X5, но и «Ашан» и «Вкусвилл», считает партнер Bain & Company Евгений Белащенко. Ритейлеры в России сосредоточены на двух направлениях, знает он: технологии, которые позволяют общаться с клиентом (кассы самообслуживания, мобильные приложения и проч.), и технологии, которые связаны с повышением эффективности магазина в ценообразовании, управлении остатками и доступности товара на полке.
Электронные ценники – практичная и важная инновация, признает Белащенко: они позволяют сократить операционные расходы (меньше ручного труда) и внедрить динамическое ценообразование. Такие ценники решают и проблему расхождения с ценой на кассе. «Мобильные приложения и иные технологии взаимодействия с покупателем позволяют делать персонализированные предложения, развивать онлайн-продажи и программы лояльности и т. д., – уверен эксперт. – Это увеличивает привязанность покупателей к сети».
Пока у Х5 есть только онлайн-магазин «Перекрестка», но, обещает Капустин, скорее всего, это будет не единственная онлайн-платформа. Х5 разрабатывает стратегию многоканальных продаж – как онлайн, так и офлайн, сообщает он: «Покупателю должно быть одинаково удобно делать покупки в магазине, мобильном приложении и компьютере. Бесшовный путь [между разными каналами продаж] для покупателя – то, что мы начали сейчас разрабатывать». Все успешные технологии в традиционных магазинах в будущем будут интегрироваться в многоканальную систему, уверен Капустин.
Пресс-службы «Магнита», «Ленты», «Дикси» на запросы «Ведомостей» не ответили.-