Объединение поездов южных направлений может помешать проекту Московских центральных диаметров

Увеличение числа поездов на павелецком направлении не позволит организовать тактовое движение электропоездов МЦД
Поезда павелецкого направления не позволят организовать тактовое движение электричек МЦД
Поезда павелецкого направления не позволят организовать тактовое движение электричек МЦД / Стоян Васев / ТАСС

Планируемый РЖД перенос пассажирских поездов южных направлений с рязанского и курского на павелецкое направление (сейчас обсуждается ТЭО проекта) затруднит пассажирское движение на Московском транспортном узле (МТУ) в пиковые часы и помешает проекту создания Московских центральных диаметров (МЦД), предупреждает совет потребителей РЖД. «Ведомости» ознакомились с экспертным заключением совета по итогам заседания 26 сентября (его достоверность подтвердили два источника, близких к совету).

Увеличение числа поездов на павелецком направлении не позволит организовать тактовое движение электропоездов в этом же направлении по проекту МЦД-7, поясняется в документе. Для сравнения: на первых двух МЦД интервал между поездами планируется в пределах 5–6 минут. Кроме того, «из-за дефицита путей на станции Москва-Павелецкая будет невозможно осуществить прием возрастающего количества поездов», говорится в экспертном заключении. Совет рекомендует внести в комплексный проект развития МТУ мероприятия по развитию инфраструктуры павелецкого направления, «которые обеспечат выполнение запланированных к 2025 г. объемов пригородного и дальнего пассажирского движения».

О планах сконцентрировать до 2025 г. в одном направлении все южные поезда и сделать для них базовым Павелецкий вокзал сообщал в начале сентября РБК. Для этого понадобится электрифицировать два участка железных дорог, что обойдется в 100 млрд руб. Издание также напомнило о планах РЖД реконструировать Павелецкий вокзал, которые оценивались в сумму до 1,6 млрд руб. Представитель РЖД тогда комментировал, что в ТЭО шла речь о переводе направления Москва – Ожерелье – Елец – Грязи на преимущественно пассажирское сообщение. Это позволит при минимальных вложениях увеличить скорость движения поездов, сократить время в пути, увеличить пропускную способность линии, пояснял он. Для этого и необходима электрификация участков Ожерелье – Узловая – Елец и Ртищево – Кочетовка. «В перспективе на период до 2030 г. объем движения пассажирских поездов на этом участке (Москва – Ожерелье – Елец – Грязи. – «Ведомости») может увеличиться с 17 до 65 пар поездов в сутки», – отмечал представитель РЖД.

Пока принято решение о запуске двух МЦД по маршрутам Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск – они заработают в конце 2019 – начале 2020 г., напоминает представитель департамента транспорта Москвы. «Что касается других направлений, в настоящий момент совместно с РЖД мы проводим проектирование для определения их стоимости и целесообразности. Только после окончания этой работы будет ясно, какие еще диаметры и когда будут организованы», – указывает он. Делать какие-либо выводы о влиянии перегруппировки пассажирских поездов с рязанского и курского направлений на павелецкое на текущие планы по реализации проекта МЦД преждевременно: официальные обращения и ТЭО данного проекта отсутствуют, замечает представитель.

Планы по перевозке

«Мы планируем увеличение транспортной работы, МЦД – это тактовое движение с минимальными интервалами. В целом мы говорим о 85–90 млн пассажиров по четырем направлениям в рамках проектов МЦД-1 и МЦД-2», — заявил гендиректор Центральной пригородной пассажирской компании Максим Дьяконов 4 июня 2018 г.

Сохранить нормальное пассажирское движение на павелецком направлении после перегруппировки поездов южных направлений можно за счет расширения инфраструктуры, строительства дополнительных путей, комментирует заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Второй вариант – сформировать график движения так, чтобы поезда дальнего следования не пересекались с электричками и приходили на Павелецкий вокзал и уходили с него ночью, но это создаст неудобства пассажирам и снизит конкурентоспособность железнодорожного сообщения. Остается вопрос достаточности путевого развития Павелецкого вокзала. Третий вариант – отмена части электричек на павелецком направлении, но тут пострадают интересы жителей Московской области и снизятся доходы перевозчика, добавляет Савчук. «Оптимальное решение будет зависеть от детальной информации по проекту РЖД, которую ожидают эксперты», – констатирует он.

«Совет потребителей адекватно оценил риски, связанные с одновременной реализацией проекта МЦД-7 и перегруппировкой поездов на павелецкое направление, – комментирует гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. – На текущей стадии подготовки проектов у РЖД есть возможность предусмотреть дополнительные инвестиции в развитие путевого хозяйства станции Москва-Павелецкая и таким образом синхронизировать реализацию всех этих проектов».

Представитель Минтранса России переадресовал вопросы в РЖД. Представитель РЖД от комментариев отказался. Представители министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и Центральной ППК (крупнейший в России оператор электричек, работающий в Москве, Московской области и соседних регионах) на вопросы «Ведомостей» не ответили.-