РЖД готова сама возить пассажиров в «Шереметьево»

Это один из способов окупить строительство путей до северных терминалов аэропорта
Сейчас «Аэроэкспрессом» можно добраться только до южных терминалов «Шереметьево» – D, E и F
Сейчас «Аэроэкспрессом» можно добраться только до южных терминалов «Шереметьево» – D, E и F / Пресс-служба «Шереметьево»

Сейчас добраться «Аэроэкспрессом» можно только до южных терминалов «Шереметьево» – D, E и F. До недавно построенного суперсовременного терминала B, расположенного в северной зоне аэропорта и отделенного от южной двумя взлетно-посадочными полосами, можно доехать только автомобильным транспортом.

РЖД готова решить эту проблему. Компания предлагает построить ответвление от путей к южным терминалам на север длиной 3,8 км и терминал общей стоимостью 11,8 млрд руб. (без НДС), говорится в презентации РЖД. И в 2020–2021 гг. пустить поезда между северными и южными терминалами.

Проект был одобрен в августе на совещании у министра транспорта Евгения Дитриха, рассказывали источники «Ведомостей». «Ведомости» ознакомились с презентацией, ее подлинность подтвердил участник совещания в Минтрансе.

Но нынешняя плата за инфраструктуру не позволит окупить инвестиции в проект. За срок эксплуатации путей – 30 лет – операционный убыток РЖД составит 6,3 млрд руб. Зато «Аэроэкспресс» получит 90 млрд руб. операционной прибыли, говорится в презентации.

«Аэроэкспресс» контролируется Искандером Махмудовым и Андреем Бокаревым, 25% принадлежит РЖД.

РЖД считает, что плату за инфраструктуру на шереметьевском направлении надо увеличить в 4,3 раза, тогда РЖД за 30 лет получила бы 50 млрд руб. операционной прибыли, «Аэроэкспресс» – 33 млрд руб. Эти расчеты основаны на прогнозе «Шереметьево», что к 2025 г. количество пассажиров «Аэроэкспресса» в аэропорт возрастет до 7,5 млн человек, в том числе 3,6 млн – в северные терминалы.

Сейчас плата определяется приказом уже упраздненной Федеральной службы по тарифам (ФСТ; в 2015 г. была присоединена к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) от 2010 г. и индексируется на размер инфляции. Если бы пути уже были построены, то в этом году инфраструктурный тариф составил бы 252 млн руб., сказано в презентации.

В 2021 г., если принять предложение РЖД, плата «Аэроэкспресса» за пути в «Шереметьево» вырастет на 831 млн руб. Если эти затраты полностью переложить на пассажиров, то выйдет по 143 руб. на каждого из 5,8 млн человек (столько будет по прогнозу аэропорта). В 2016–2017 гг. средняя цена билета на «Аэроэкспресс» составляла около 450 руб.

Если плату не поднимать, РЖД готова сама стать перевозчиком пассажиров в «Шереметьево», говорится в презентации. Минтранс в целом поддерживает позицию РЖД, отмечает федеральный чиновник. Представители Минтранса и ФАС на запросы «Ведомостей» не ответили.

«Чтобы окупить будущую ветку, РЖД предлагает повысить плату и за путь от Белорусского вокзала, построенный 11 лет назад, – это нелогично, – говорит заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. – При таком росте платы неизбежно и серьезное подорожание билетов, а трафик «Аэроэкспресса» в «Шереметьево» и так падает с введением платной трассы М11 и удешевлением такси». Если же перевозчиком станет сама РЖД и сохранит стоимость билета, то мы, по сути, вернемся к перекрестному субсидированию пассажирских перевозок за счет грузовых, добавляет он.

Механизмы возврата инвестиций прорабатываются участниками проекта, сказал представитель РЖД. «Аэроэкспресс» работает в соответствии с нормами законодательства, в случае изменения правил компания будет выполнять все необходимые требования и нести ответственность по своим обязательствам в полном объеме, говорит представитель последнего.-

Сейчас «Аэроэкспрессом» можно добраться только до южных терминалов «Шереметьево» – D, E и F