США подогревают интерес Китая к российским газовым проектам
В выигрыше окажутся «Газпром» и «Новатэк»Официальный Пекин анонсировал введение 10%-ных пошлин на американский сжиженный газ (СПГ) начиная с 24 сентября этого года, сообщило Reuters со ссылкой на министерство финансов КНР. Это стало частью ответных мер на действия администрации США, которая накануне ночью объявила, что со следующего понедельника обложит 10%-ными пошлинами китайские товары на общую сумму $200 млрд. Из сообщений сторон следует, что 10%-ная надбавка к стоимости американского СПГ для китайских потребителей не предел. США угрожают повысить пошлины с 10 до 25% уже с января 2019 г., а Пекин пообещал, что ответит на такие действия зеркально.
Развитие торговой войны вызовет неопределенность на рынке СПГ и приведет к росту издержек, что повредит всем участникам мирового рынка, считает главный коммерческий директор RWE Supply & Trading Андрее Страке (перевод «Интерфакса»).
Анонсированная Китаем политика отказа от угольной генерации делает страну ключевым рынком с точки зрения роста потребления и, соответственно, импорта природного газа. Только за 2017 г. спрос на газ в КНР вырос на 15,1% до 240,4 млрд куб. м (данные BP). Из них на долю импорта пришлось 92 млрд куб. м. Более половины этого объема – 57,2% – было доставлено в Китай в виде СПГ (38 млн т), что сделало страну вторым по величине в мире потребителем этого вида энергоресурсов. Аналитики Международного энергетического агентства ожидают, что уже к 2023 г. объем импортируемого Китаем газа вырастет почти вдвое – до 171 млрд куб. м – и большая часть этого роста придется на СПГ.
В 2017 г. на долю США пришлось всего 5,5% импортируемого Китаем СПГ. В 2018 г. это значение может вырасти до 7%, предполагает главный аналитик по рынкам СПГ S&P Global Platts Франк Конерц. «Но мы ожидаем, что тарифы США будут подталкивать китайских покупателей к другим потенциальным продавцам в Азии и на Ближнем Востоке, потому что США больше не будут считаться вариантом с низкой стоимостью», – говорит он.
Полная стоимость американского СПГ в Азии составляет около $8,5/MBTU, подсчитал аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко. При текущей стоимости нефти $75/барр. поставки с «Ямал СПГ» по действующему контракту с CNPC могут обходиться КНР дороже. Но введение 25%-ных пошлин сведет конкурентоспособность американского газа на нет, полагает Собко.
Премия, которую сейчас предлагает азиатский рынок, должна полностью покрыть стоимость производства американского СПГ, даже если на него будет введена пошлина в 25%, возражает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Однако трейдеры, покупатели и поставщики будут пытаться оптимизировать свои портфели и минимизировать объемы американского СПГ, идущего в Китай. В том числе за счет своповых схем поставок. В результате схема поставок станет менее рыночной, менее оптимальной», – говорит он.
«Сжиженный в США газ юридически вовсе не обязательно должен быть американским, – напоминает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова. – Выкупленный портфельным трейдером, он может по-прежнему доставляться в Китай без препятствий. В краткосрочной перспективе от введения пошлин пострадают те китайские компании, которые вошли в американские СПГ-проекты, получая долю от производимой продукции». Но продолжение торговой войны снижает вероятность заключения Китаем новых долгосрочных контрактов на покупку сжиженного газа в США, убежден Конерц.
Эскалация торговой войны может иметь далекоидущие последствия, соглашается Маринченко. «В частности, о проекте «Аляска СПГ» можно, вероятно, забыть – Китай проявлял к нему некоторый интерес, а на рыночных условиях из-за дороговизны его профинансировать вряд ли удастся», – говорит он. Освободившуюся нишу могут заполнить Россия и Катар – обе страны планируют существенным образом увеличить свои мощности по производству СПГ. «Сильно увеличивается вероятность вхождения Китая в проект «Новатэка» «Арктик СПГ – 2». Возобновление переговоров о «Силе Сибири – 2» также вряд ли случайно – реанимация этого проекта стала результатом кризиса в отношениях между США и Китаем, – отмечает Маринченко. – Сейчас России следует потратить максимум усилий на лоббирование перспективных газовых проектов и заключение юридически обязывающих соглашений на выгодных условиях – момент идеальный».