Промоакции достигли почти 2/3 продаж ритейла

Зависимость российского потребителя от скидок поставила новый рекорд
Промоакций стало так много, что покупатель перестает обращать внимание на цены без скидок
Промоакций стало так много, что покупатель перестает обращать внимание на цены без скидок / Андрей Гордеев / Ведомости

Доля промоакций в розничной торговле в России за первое полугодие 2018 г. значительно выросла – таковы данные Nielsen Promo Pressure. Аналитики компании следят за продажами 20 основных категорий потребительских товаров в магазинах современных форматов – супер- и гипермаркетах, магазинах у дома и др. Год назад доля промоакций была 58% в натуральном выражении, теперь – 64%. Выросла и средняя скидка на основные потребительские товары – с 20 до 23%.

«Ситуация с промо, по нашему мнению, дошла до степени институциональной ловушки: ни один игрок не может выбраться из нее собственными силами без существенных потерь», – говорит директор по аналитике и консалтингу «Nielsen Россия» Константин Локтев. Ситуация нездоровая и вредит всем, вторит ему представитель «Ленты»: у многих ритейлеров либо замедляются, либо падают продажи и рентабельность, поэтому, надеется он, в какой-то момент промоактивность пойдет на спад.

Наибольший прирост продаж с помощью промоакций, по данным Nielsen, – у кофе (+12 процентных пунктов, до 69% всех продаж в натуральном выражении) и энергетических напитков (+11 п. п., 58%). Продажи некоторых товаров по-прежнему почти полностью идут только по промоакциям: 83% стиральных порошков и 82% кондиционеров для белья продается в рознице по специальным предложениям. Но даже в этой категории доля промопродаж выросла за год – на 3 и 2 п. п. соответственно.

Самая сложная ситуация – с бытовой химией, подтверждает сотрудник одного из федеральных ритейлеров: маховик несколько лет назад запустили крупные производители, которые сначала подняли цены из-за ослабления рубля, а затем, получив резкое падение продаж, вынуждены были затеять крупные промоакции с большими скидками. «По сути, производители некоторых видов товаров попали в замкнутый круг промоакций, они не снижают базовые цены, но при такой доле продаж по акциям получается, что цена со скидкой становится базовой и покупатель на цены без акции практически не реагирует», – сетует он.

В январе – марте 2018 г. снизить долю покупателей, которые приходят в магазин только за акционными товарами, пытался лидер рынка X5 Retail Group в магазинах у дома «Пятерочка». Тогда компания называла это решение одним из факторов, который привел к сокращению выручки в сопоставимых магазинах на 0,8% и числа покупок на 2,2%.

X5 решила стабилизировать промоактивность в этом году и доля промопродаж в ее магазинах осталась той же, что и в прошлом году, – 30–35%, отмечает представитель группы. По его словам, это улучшило коммерческую и валовую рентабельность. Х5, говорит ее представитель, будет придерживаться этой стратегии: «Мы не замечали, чтобы основные конкуренты вели себя иррационально и наращивали промо».

«Лента», как рассказал ее представитель, заметила, что в последнее время магазины у дома несколько снизили агрессивность промоакций.

Но, по данным Nielsen, доля промопродаж в обороте розницы выросла и рост ускорился в сравнении с прошлым годом, напоминает Локтев: даже если ритейл и предпринимает попытки сократить промоактивность, деятельность отдельных игроков может сказываться на показателях рынка в целом.

Прогноз на второе полугодие у Nielsen пессимистичный, говорит Локтев: давление промопродаж на цены в рознице будет увеличиваться, на это не повлияют ни инфляционные ожидания, ни повышение НДС. «Валютный фактор [рост цен из-за падения курса рубля] может сыграть свою роль в отдельных категориях товаров, но он имеет потенциал только для замедления роста доли промопродаж, но не для ее снижения», – приходит к выводу эксперт.

Х5 ищет выход в целевом маркетинге (разработке приемов продвижения для отдельных сегментов рынка) и персонализированных промоакциях – с помощью приложений, карт лояльности и т. д., говорит ее представитель. «Лента» работает над тем, чтобы промоакции были качественными и эффективными, сообщил ее представитель, но не объяснил, что это значит.

Пресс-службы «Ашана», «Глобуса» и «Магнита» не ответили на вопросы «Ведомостей».-

Промоакций стало так много, что покупатель перестает обращать внимание на цены без скидок