Минфин против субсидий для нефтяников

Министерство считает достаточными уже предложенные меры поддержки производителей моторного топлива
Минфин не хочет увеличивать нефтяникам компенсации за поставку топлива
Минфин не хочет увеличивать нефтяникам компенсации за поставку топлива / Денис Абрамов / Ведомости

Против инициативы нефтяников и вице-премьера Дмитрия Козака увеличить компенсации за поставку топлива на внутренний рынок выступил Минфин. Замминистра финансов Илья Трунин указал, что уже одобренная ставка отрицательного акциза предполагает выплату 400 млрд руб., а увеличение компенсации за поставку топлива на внутренний рынок увеличит эту сумму еще на 230 млрд руб.

По словам Трунина, это приведет к тому, что в итоге нефтяникам достанется весь прирост от повышения НДС, который произойдет с начала следующего года, с 18 до 20%. «С нашей точки зрения, это было бы очень странно – вернуть нескольким нефтяным компаниям то, что со всего населения будет взято в виде повышения НДС», – передал слова Трунина ТАСС. Чиновник добавил, что «любые механизмы возможны, мы готовы идти на изменение этих инструментов, которые предусмотрены Налоговым кодексом, но нужен источник [финансирования]».

Предложение увеличить компенсацию за поставку топлива на внутренний рынок высказал Козак, он в пятницу провел совещание с крупнейшими нефтяными компаниями по вопросам завершения налогового маневра в нефтяной отрасли, а также ситуации на рынке нефтепродуктов. Представитель Козака отметил, что на совещании было одобрено изменение параметров цены, свыше которой правительство будет частично компенсировать разницу между экспортными ценами и внутренними. В законе сейчас установлено, что в первый год завершения налогового маневра (2019 г.) бюджет будет компенсировать нефтяным компаниям 60% разницы между ценами на экспортном рынке и фиксированной ценой 56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизтоплива. На совещании обсуждалось, что фиксированные цены будут снижены на 10%.

Если правительство пойдет на снижение базовой цены, свыше которой правительство будет частично компенсировать разницу между экспортными ценами и внутренними, то это приведет к дополнительным затратам бюджета в 220–230 млрд руб., уверен главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Принято принципиальное решение снизить цену отсечения при расчете компенсации нефтяникам разницы между экспортной ценой и внутренней, заявил представитель Козака.

Через месяц, 15 октября, правительство и нефтяники вновь соберутся и обсудят источники финансирования для изменения базовой цены при увеличении компенсации за поставку топлива на внутренний рынок, рассказал собеседник «Ведомостей», близкий к одному из участников встречи у Козака. Базовая цена, от которой будет считаться компенсация, может быть снижена уже 1 ноября, передает «Интерфакс» слова Козака.

Цель налогового маневра – сделать так, чтобы экспортные пошлины на нефть к 2024 г. снизились с 30% до нуля, а НДПИ пропорционально вырос. Но из-за этого может упасть и без того невысокая рентабельность НПЗ. Поэтому бюджет вернет часть акциза (это и есть обратный акциз) НПЗ, производящим бензин и дизельное топливо класса «Евро-5» и поставляющим топливо на внутренний рынок. Для отдаленных НПЗ предусмотрен тот самый логистический коэффициент к обратному акцизу – от 1,05 до 1,5, именно за это нефтяники сражались с Минфином, напоминает собеседник «Ведомостей» в финансово-экономическом блоке правительства.

Минфин не хочет увеличивать нефтяникам компенсации за поставку топлива