Mitsubishi Corp. вложилась в российский онлайн-сервис для продаж автомобилей

Autospot получил $4,1 млн от нее и Mail.ru Group
Autospot за счет новых инвестиций хочет к середине 2021 г. увеличить продажи в 10 раз/ Андрей Гордеев / Ведомости

$4,1 млн от Mitsubishi Corp. и Mail.ru Group получил онлайн-сервис поиска новых автомобилей Autospot, рассказали «Ведомостям» его гендиректор Дмитрий Андреев, представители Mitsubishi Corp. и совладельца площадки Heron Trade. Инвесторы купили новые акции и получили 21%, основная часть их достанется Mitsubishi Corp., сообщил Андреев, после сделки Autospot оценена в $19,1 млн.

Autospot – агрегатор: собирает информацию о новых автомобилях в наличии, о ценах и скидках у официальных дилеров – более 30 000 машин 33 брендов.

Проект создан в 2013 г. на деньги структур Дмитрия Разоренова (бывший вице-президент и совладелец AVVA, владевшей долей в «АвтоВАЗе») и фонда FastLane Ventures, напоминает Андреев. В 2014 г. площадка получила первые инвестиции от фонда SOL Ventures основателя Delivery Club Левона Оганесяна и его партнеров и основателя порталов Superjob и «Фабрикант» Сергея Габестро. После последнего раунда инвестиций крупнейшие владельцы Autospot – Heron Trade, Mitsubishi Corp. и SOL Ventures, говорит Андреев. Heron Trade инвестировала в Autospot от инвесткомпании Lime Capital, рассказывает Разоренов.

Mitsubishi Corp. управляет примерно 1300 компаниями во многих отраслях и по всему миру: в финансах, энергетике, металлургии и др. Среди российских инвестиций Mitsubishi Corp. – проекты «Газпрома», дистрибутор автомобилей Mitsubishi Motors, трубный и плоский прокат, российское подразделение японской сети Uniqlo.

Для Mitsubishi Corp. это первая инвестиция в связанные с автомобилями интернет-сервисы в России, заверил «Ведомости» представитель японской компании Такафуми Фудзита: «Мы уверены, что продажи новых автомобилей и сопутствующих услуг через онлайн-канал будут развиваться и этот сайт станет сильной платформой для продаж машин в России».

Пресс-служба Mail.ru Group от комментариев отказалась.

С площадкой Autospot, по ее данным, сотрудничает 380 дилеров, среди них «Рольф», «Автомир», «Автоспеццентр», Major, «Ключавто» и др., в Москве, Петербурге, Краснодаре, Казани и еще 16 городах. С помощью Autospot продается чуть более 1000 автомобилей в месяц, продолжает Андреев, она работает по модели CPS (cost per sale), т. е. получает от дилера комиссию по факту продажи. «Это очень удобно дилеру. Он всегда знает, во что ему обойдутся затраты на каждую конкретную сделку, – объясняет он. – Нас данная модель мотивирует отправлять дилеру только горячих клиентов, которые планируют покупку в ближайший месяц».

Размер комиссии Андреев не сообщил. По словам гендиректора «Автоспеццентр Kia столица» Дмитрия Константинова, это 1–2%.

Бизнес Autospot операционно рентабелен, но чистой прибыли еще нет, констатирует Андреев: «В ближайший год наша задача – агрессивное наращивание рыночной доли».

Autospot за счет новых инвестиций хочет к середине 2021 г. увеличить продажи в 10 раз по сравнению с первым полугодием 2018 г., т. е. получить 5% рынка, говорит Андреев: «Инвестиции пойдут на масштабирование бизнеса, экспансию в регионы и запуск новых направлений – автокредитование и автострахование».

Продажи через Autospot заметны, уверяет Константинов: «Через эту площадку мы продаем от 1 до 5% всех новых авто, в разных брендах по-разному, но с каждым годом доля продаж через них увеличивается». «Рольфу» канал обеспечивает 2–3% розничных сделок, доля растет, говорит его директор по маркетингу Юлия Овчинникова.

«Ключавто» начал работать с Autospot в 2017 г., размещал на площадке автомобили дилерского центра Audi в Сочи, вспоминает представитель дилера. Тогда сотрудничество не принесло ожидаемого результата. Но после того как «Ключавто» вышел на рынок Москвы, он снова начал сотрудничать с агрегатором, и сразу по нескольким маркам. Пока они представлены на площадке всего месяц, говорит представитель дилера: «Это небольшой период, преждевременно оценивать эффективность Autospot для дилерской сети».

Онлайн-продажи новых автомобилей – перспективная история, считает руководитель автомобильного сектора Deloitte Татьяна Кофанова. Autospot интересен рынку, так как агрегирует информацию о предложениях разных дилеров, объясняет она: «На этапе подбора машины пользователю это удобнее, чем ездить по дилерским центрам и сравнивать». Важный фактор привлекательности этого канала – работа исключительно с официальными дилерами, добавляет представитель «Автомира».

Для дилера, раз он платит Autospot только комиссию, расходы на такой канал привлечения клиентов приемлемы и в сравнении с другими рекламными каналами оправдываются, говорит Константинов. Затраты сопоставимы с обычными рекламными каналами, подтверждает Овчинникова. Кроме того, по ее словам, у Autospot нет конкурентов в его сегменте.-

В подготовке статьи участвовала Анастасия Иванова