РЖД не может продать долю в ТГК-14
Актив стоимостью до 5,5 млрд рублей требует серьезных инвестиций, говорят экспертыРЖД не нашла покупателя на долю в ТГК-14, заявил замгендиректора компании Андрей Старков на Восточном экономическом форуме: «У потенциальных покупателей, которые были, видимо, изменилась финансовая ситуация, поэтому мы сейчас будем прорабатывать иные варианты дальнейших решений с этим пакетом. Возможно, рассмотрим другой механизм продажи» (цитата по «Интерфаксу»).
Он сказал, что РЖД «совершенно точно» постепенно будет выходить из этого актива. Это требование Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Вместе с ФАС РЖД разрабатывает дорожную карту. Срок продажи пакета, по его словам, будет зависеть от интереса со стороны рынка. Законом об электроэнергетике запрещено совмещение деятельности по передаче электроэнергии (специализируется РЖД), а также ее производству и купле-продаже (ТГК-14), рассказал представитель ФАС. Представитель РЖД от дополнительных комментариев отказался, а ТГК-14 - не ответил на запрос «Ведомостей».
РЖД принадлежит 39,8% в ТГК-14 через «Энергопромсбыт». Госмонополия приобрела долю в энергокомпании в 2008 г. совместно с с группой ЕСН Григория Березкина, потом выкупила долю у партнера. Выкупила в надежде найти нового, объяснял в 2012 г. возглавлявший тогда РЖД Владимир Якунин.
РЖД давно пытается продать долю в ТГК-14. Долю в предприятии может продать и подконтрольный РЖД НПФ «Благосостояние» (40,63%), сообщал в прошлом году «Интерфакс».
В состав ТГК-14 входят семь угольных теплоэлектростанций общей мощностью 649,57 МВт. Две из них были введены в эксплуатацию еще в 1936 г. Все объекты расположены в Забайкальском крае и Бурятии.
Представитель «Интер РАО» сказал, что компании неинтересна ТГК-14. Представитель Сибирской генерирующей компании сообщил, что компания не вела переговоры с РЖД о ТГК-14. «В целом нас интересует любая тепловая и угольная генерация. Потенциально ТГК-14 может быть рассмотрена, но не как приоритетная цель», — добавил он.
Представитель «Евросибэнерго» не ответил на запрос «Ведомостей». Учитывая капитализацию акций ТГК-14 и опыт последних сделок в энергетике, стоимость пакета РЖД составит не более 5,5 млрд руб., подсчитала аналитик АКРА Наталья Порохова. Компания реализует проекты по договорам предоставления мощности (ДПМ), которые на сегодня являются самым маржинальным сегментом в российской энергетике. Однако доля выручки ТГК-14 от ДПМ составляет всего 6% при среднем уровне отрасли в 14%, рассказала Порохова. «Станции компании неконкурентны на КОМ и зависят от получения статуса вынужденного генератора», — считает эксперт.
Станции ТГК-14 сильно изношены, часто происходили аварии, поэтому актив непростой, требует серьезных инвестиций, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Потенциального инвестора мог бы привлечь механизм альтернативной котельной, когда за вложенные средства муниципалитет гарантирует определенный рост тарифа для возврата вложенных средств, отмечает он.