X5 Retail Group купит долю в постаматах Совкомбанка

Ритейлер обсуждает аналогичное партнерство с Qiwi
В перспективе количество постаматов ЦТБ, работающих под брендом «Халва», превысит 1500
В перспективе количество постаматов ЦТБ, работающих под брендом «Халва», превысит 1500 / Евгений Разумный / Ведомости

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group хочет создать совместное предприятие с Совкомбанком и другими крупными операторами постаматов в России.

Х5 подала ходатайство о покупке 50% фирмы ЦТБ, которая принадлежит Совкомбанку и управляет 450 автоматизированными пунктами выдачи интернет-покупок под брендами «Халва», сообщил ритейлер. Представитель банка это подтвердил.

В перспективе количество постаматов ЦТБ, работающих под брендом «Халва», превысит 1500. «Рассматриваемое совместное предприятие получит право размещать постаматы в магазинах X5 сроком на пять лет», - отмечается в сообщении X5. Представитель ритейлера отказался раскрыть, сколько могут составить инвестиции в СП и как будет структурирована сделка.

Qiwi следующая

Также X5 обсуждает аналогичное совместное предприятие с компанией Qiwi, сообщил источник «Ведомостей», близкий к одному из участников переговоров.

Qiwi и Х5 уже сотрудничают в развитии сети постаматов, говорит он: ритейлер предоставляет площади в аренду, уже установлено около 100 штук, план - увеличить сеть до 500 точек до конца года.

Вторая часть сотрудничества, по словам собеседника «Ведомостей», предполагает создание совместного предприятия, в котором X5 будет использовать свою логистику для доставки товаров интернет-магазинов в совместную сеть постаматов. «Рассматривается равноправное партнерство, и начинается due diligence, после которого стороны могут прийти к конкретным договоренностям», - добавил он.

Представитель Х5 заявил, что компания обслуживает более 100 постаматов Qiwi. «Дальнейшие планы - в процессе обсуждения», - сказал представитель ритейлера.

Директор по стратегии группы Qiwi Алексей Рассказов на вопрос, обсуждается ли совместное предприятие с X5, сообщил: «Мы уже начали сотрудничество с Х5 и намерены его развивать». По его словам, продовольственный ритейл «синергичен с получением интернет-заказов через постаматы самообслуживания», альянс продуктового ритейла и постаматов неизбежен.

Третий кандидат

Также возможности совместного предприятия Х5 обсуждаются и с PickPoint, знает источник «Ведомостей». Но, по его словам, PickPoint работает по модели вертикально-интегрированной компании с собственной логистикой, сервисами для онлайн-магазинов, что делает для нее такие партнерства менее привлекательными. Представители Х5 и PickPoint отказались это комментировать.

Пока партнерство PickPoint и X5 сводится к активной установке постаматов в магазинах ритейлера, говорит гендиректор PickPoint Надежда Романова: в месяц устанавливается по 150-200 терминалов, в основном - в «Пятерочках». «Сейчас мы идем по классической модели аренды площадей под установку, параллельно обсуждая различные форматы взаимодействия, в том числе и маркетингового, на базе развивающейся сети постаматов», - добавила она.

Экосистема X5

О планах X5 создать инфраструктуру для доставки заказов сторонних интернет-магазинов стало известно весной 2018 г. Ритейлер создаст сортировочные центры, попутную логистику и пункты выдачи заказов, в том числе автоматические постаматы в подавляющем большинстве магазинов своих сетей. X5 управляет 13 178 магазинами «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» на конец первого полугодия 2018 г. и 40 распределительными центрами.

Совместное предприятие с Совкомбанком позволит Х5 ускорить запуск сети постаматов в магазинах, начать тестировать «попутную логистику», а после запуска собственного сервиса обработки заказов сторонних онлайн-магазинов (фулфилмента) получать дополнительный поток посылок, рассуждает представитель ритейлера.

Пока же на первом этапе обеспечивать доставку в постаматы «Халва» будут крупные логистические и курьерские компании, добавил он: «Логистику Х5 в рамках СП планируется подключить с конца I квартала – начала II квартала 2019 г., когда будут полностью готовы учетные системы и сортировка на распредцентрах, сформирован наш собственный фулфилмент».

X5, как говорилось в ее документах, ориентировалась, что в 2023 г. сможет обрабатывать до 1 млн заказов в сутки. Партнер Data Insight Федор Вирин оценивал ранее: если X5 сможет обрабатывать 1 млн заказов в день через пять лет, она может рассчитывать не менее чем на 20% рынка. «В целом это может быть одним из источников повышения эффективности бизнеса, учитывая постепенное насыщение рынка традиционной розницы и замедление прироста новых торговых площадей», - говорила в мае старший аналитик Райффайзенбанк Наталья Колупаева.