«Натали турс» исключили из реестра туроператоров

Ростуризм воспользовался поправками в закон о туризме
Туристы получат лишь незначительную компенсацию
Туристы получат лишь незначительную компенсацию / Максим Стулов / Ведомости

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) исключило из реестра туроператоров «Натали турс», следует из приказа, опубликованного на сайте агентства. Под этим брендом работали три юрлица – фирмы «Панорама тур», «Агентство путешествий «Натали» и «Туроператор «Натали турс», ни одно из них не значится больше в реестре Ростуризма. Причиной исключения из реестра Ростуризм называет «неисполнение обязательств по договорам о реализации туристского продукта» с 4 июля 2018 г., сказано в документе.

Пресс-служба Ростуризма не ответила на запрос «Ведомостей», президент туроператора «Натали турс» Владимир Воробьев не ответил на телефонные звонки.

В начале июня у «Натали турс» начались проблемы с ликвидностью из-за сокращения спроса на туры в Европу (на них специализировалась компания), роста стоимости топлива и волатильности курса доллара. С 30 июня туроператор отменил все чартерные рейсы, позднее аннулировал все предоплаченные туры с 4 июля по 30 сентября, затем и вовсе приостановил деятельность, но не прекратил ее.

С 3 сентября вступили в силу поправки в закон об основах туристской деятельности: теперь Ростуризм может исключать из реестра туроператоров компании, которые не исполняют обязательств. В августе два человека, знакомые с планами Ростуризма, рассказывали о намерении агентства исключить «Натали турс» из реестра туроператоров.

На сайте Ростуризма сообщалось, что все три юрлица «Натали турс» застрахованы на 150,5 млн руб. по договорам страхования гражданской ответственности туроператора и еще на 5,9 млн руб. – в фондах его персональной ответственности. Страховщик туроператора – компания «Ингосстрах». Основная операционная деятельность туроператора велась через «Панораму тур», она, в свою очередь, была застрахована лишь на 50 млн руб., напоминает представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

Эти деньги можно начать выплачивать туристам только после признания туроператора недействующим, по данным «Ингосстраха». Она уже начала принимать документы от пострадавших клиентов, заявил представитель страховщика. По его словам, в течение 30 дней будет сформирован реестр требований для дальнейшего расчета их размера и размера выплат в отношении каждого требования.

Правда, туристы получат лишь незначительную компенсацию, замечает Тюрина. Воробьев 21 августа сообщал, что «Натали турс» получила 12 000 претензий по путевкам на сумму $15 млн (или 900 млн руб.). К тому моменту «Натали турс» выплатила лишь 3,5 млн руб. по 20 договорам, по данным «Турпомощи» (связаться с ее представителем не удалось). «Натали турс» собирала заявки на выплаты туристам с 30 июня по 4 июля и у нее есть 90 дней на исполнение этих обязательств, знает человек, знакомый с условиями выплат.

Туристы получат лишь незначительную компенсацию

Зато приостановка деятельности выведет из-под удара турагентства, замечает Тюрина: не имея возможности получить деньги от туроператора, туристы требуют их от турагентов, которым их заплатили.

Туроператор может оспорить решение Ростуризма в суде, предполагает гендиректор юридического агентства «Персона грата» Георгий Мохов: в законе четко не прописаны критерии исключения из реестра. Поскольку поправка в закон вступила в силу лишь 3 сентября, то нет административной практики по подобным спорам, продолжает он: данное дело может стать прецедентом. Вряд ли у подобного обжалования есть перспективы, считает партнер юридической компании «Сотби» Антон Красников.

С 1 октября «Натали турс» планировала возобновить деятельность и начать продавать туры на зимний сезон, рассказывал ранее Воробьев: для этого компании потребуется 700–800 млн руб.